АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СИСТЕМНОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ЗНАНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

  • Наталья Александровна Сердюкова Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  • Владимир Иванович Сердюков Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
  • Людмила Владимировна Глухова Волжский университет имени В.Н. Татищева
Ключевые слова: теория систем, системный подход, алгебраические системы, автоматизированная система оценки результатов, управление контролем знаний, формализация системного подхода

Аннотация

Интеллектуализация знаний является одним из компонентов современного экономического развития страны и основной задачей образовательной системы в целом. Суть ожидаемых результатов отражена в положительной динамике объемов новых знаний и создании высокотехнологичной окружающей образовательной среды, где риски низкого качества результатов обучения минимальны. Этот аспект способствует развитию новых инструментов управления образовательными системами в их прикладной интерпретации. Одним из важных моментов интеллектуализации знаний является возможность применения экспертных систем для оценки качества обучения. Это является малоизученным и недостаточно широко интерпретируемым направлением прикладных исследований. В статье авторы рассматривают новые идеи проектирования и разработки интеллектуальных автоматизированных систем обучения и контроля, в которых возможна практическая реализация новых образовательных технологий и средств педагогических коммуникаций, например, технологии E-learning. На основе новой формализации теории систем, базирующейся на использовании алгебраических методов, в работе сформулированы и обоснованы принципы совершенствования экспертных систем в обучении. На базе этого рассмотрены требования к интеллектуальной автоматизированной системе оценки результатов контроля знаний. Рассматриваемые в статье новые методы являются дальнейшим развитием выводов известных ученых в области теории алгебраических систем А.И. Мальцева, в области теории групп А.Г. Куроша и теории сервантных вложений, рассматриваемых ранее Ю.Л. Ершовым. Предлагается алгоритм составления базы знаний и математическая модель экзамена, которая может классифицироваться по форматам размерностей 1D, 2D, 3D… nD. Целью научной работы является ознакомление широкой аудитории с новой методикой обучения и контроля формируемых знаний на базе аппарата экспертных технологий и алгебраических методов, позволяющих рассматривать качественные характеристики изученного материала.

Биографии авторов

Наталья Александровна Сердюкова, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и цены»
Владимир Иванович Сердюков, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией
Людмила Владимировна Глухова, Волжский университет имени В.Н. Татищева
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент организации»

Литература

Serdyukova N., Serdyukov V. The new scheme of a formalization of an expert system in teaching // ICEE/ICIT. Proceedings. 2014. № 32. P. 41–56.
Куракин Д.В. Разработка предложений по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры управления научно-инновационной сферой // Информатизация образования и науки. 2013. № 2. С. 31–38.
Надеждин Е.Н., Смирнова Е.Е. Методы моделирования и оптимизации интегрированных систем управления организационно-технологическими процессами в образовании. Тула: Тульский гос. ун-т, 2013. 250 с.
Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978. 311 с.
Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. 342 c.
Мальцев А.И. Алгебраические системы. М.: Наука, 1970. 392 с.
Курош А.Г. Теория групп. М.: Наука, 1967. 648 с.
Ершов Ю.Л. Разрешимость элементарных теорий некоторых классов абелевых групп // Алгебра и логика. 1963. Т.1. № 6. С. 37–41.
Сердюкова Н.А. Об обобщениях сервантности // Алгебра и логика. 1991. Т. 30. № 4. С. 432–456.
Курош А.Г. Неассоциативные свободные алгебры и свободные произведения алгебр // Математический сборник. 1947. Т. 20. С. 239–262.
Ширшов А.И. Подалгебры свободных коммутативных и свободных антикоммутативных алгебр // Математический сборник. 1954. Т. 34. № 1. С. 81–88.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 339 с.
Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: основные проблемы и перспективы развития. М.: Системные исследования, 1987. 454 с.
Глухова Л.В. Теоретические основы структурного анализа и синтеза. М.: Институт коммерции и права, 2007. 122 с.
Сердюкова Н.А. Оптимизация налоговой системы России. Ч. 1. М.: Академия бюджета и казначейств, 2002. 189 с.
Муратов А.С. Синергизм организации в «фокусе» гармонизационного подхода // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2. С. 34.
Глухова Л.В., Сердюкова Н.А. Мультиагентная модель управления государственной инновационной системой // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 2. С. 81–86.
Андреев Э.П. Измерение как средство познания // Вопросы философии. 1982. № 9. С. 87–94.
Ручкин В.Н., Романчук В.А., Фулин В.А. Когнитология и искусственный интеллект. Рязань: ИНТЕРМЕТА, 2012. 260 с.
Kampen E.R. van. On the connection between the fundamental groups of some related spaces // Amer. J. Math. 1933. Vol. 55. P. 261–267.
Гюнцль К. Новое мышление в преодолении прошлого и создания будущего. М.: Республика, 1993. 236 с.
Гнеденко Б.В., Беляев Ю.К., Соловьев А.Д. Математические методы в теории надежности. Основные характеристики надежности и их статистический анализ. М.: Наука, 1965. 524 с.
Опубликован
2015-09-30
Раздел
Педагогические науки