ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  • Мария Александровна Адамко Тольяттинский государственный университет
Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычная коммуникативная компетенция, ранняя профессионализация, языковая подготовка, межпредметные связи, иностранный язык

Аннотация

Актуализированной проблемой современного высшего профессионального образования обозначилось повышение роли иностранного языка в подготовке бакалавров, особенно при формировании у них предусмотренных ФГОС компетенций. Качество и уровень высшего профессионального образования зависит от качества языкового образования. Автор обращает внимание на необходимость пересмотра в настоящее время задач, методов и технологий обучения, приемов преподавания иностранных языков, в первую очередь английского. В статье рассматривается особенность языковой подготовки студентов высшей школы в условиях образовательной реформы и с точки зрения компетентностного подхода, обозначены профессионально значимые компетенции любого выпускника, который в своей производственной и трудовой деятельности обращается к профессиональному иностранному языку. Обозначены трудности и проблемы, которые возникают у преподавателей в практической работе при обучении языку. В статье ставится вопрос о необходимости формирования языковой образовательной политики вуза и ранней профессионализации языковой подготовки, неразрывно связанных с используемыми учебно-методическими материалами, уровнем и подготовленностью преподавателей, внедряемой технологией обучения. Автор подчеркивает роль и значение при такой подготовке текстов по специальности. В статье описываются направления интегративного подхода при ранней профессионализации языковой подготовки. Это и интеграция нескольких дисциплин (английского и предмета по специальности), и установление межпредметных связей, и интеграция различных видов педагогической деятельности. Все это будет способствовать повышению качества обучения иностранному языку на современном уровне, росту популярности среди абитуриентов высшего учебного заведения, обеспечивающего такую подготовку.

Биография автора

Мария Александровна Адамко, Тольяттинский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Литература

Поляков О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 6–11.
Поленова А.Ю. Проблема письменного дискурса и возможности его использования в образовательном процессе вуза // Культура. Наука. Интеграция. 2011. № 3. С. 68–72.
Graddoll D. English next. URL: britishcouncil.org/learning-research-english-next.pdf.
Дружинина М.В. Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов. Архангельск: Поморский университет, 2007. 471 с.
Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38–45.
Ждан И.И. Возможности использования процессуального подхода к формированию письменноречевой дискурсивной компетенции у студентов языковых вузов // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: материалы III междунар. науч. конф. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. С. 225–231.
Гитман Е.К., Хлыбова М.А. Концентрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе. Пермь: Прокрость, 2014. 135 с.
Тер-Минасова C.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 624 с.
Воевода Е.В. Теория и практика профессиональной языковой подготовки специалистов-международников в России : дис. … д-ра. пед. наук. М., 2011. 267 с.
Кравцова Е.А. Иностранный язык как средство деловой, специальной и межкультурной коммуникации // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: материалы III междунар. науч. конф. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. С. 99–106.
Адамко М.А. Место художественных текстов в системе обучения английскому языку студентов направления подготовки «Филология» // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: материалы IV междунар. науч. конф. Тольятти: ТГУ, 2014. С. 162–167.
Адамко М.А. Формирование профессиональной компетенции студентов направления подготовки бакалавров «Филология» на основе интегративного подхода : дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2013. 184 с.
Демьяненко Н.В., Ермакова Я.В. К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования // Молодой ученый. 2010. № 3. С. 272–274.
Ткаченко М.В. Формирование иноязычной компетенции студентов технических специальностей университета // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 47–49.
Минеева О.А., Красикова О.Г. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров в вузе. Н. Новгород: ВГИПУ, 2010. 196 с.
Андриенко А.С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (На основе кредитно-модульной технологии обучения) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 25 с.
Кащкарова Т.П., Кириллова Н.В. Иностранный язык в неязыковом вузе: компетентностный подход // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 5. С. 227–230.
Рудометова Л.Т. Анализ целесообразности использования компетентностного подхода как теоретико-методологической основы модели языковой подготовки студентов по специальностям инженерно-технического профиля // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 12. С. 152–161.
Адамко М.А. Технология интегративного обучения в формировании общепрофессиональной компетенции «Филологический анализ и интерпретация художественного текста» у студентов-филологов // Вектор науки Tольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 215–218.
Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М.: Академия, 2005. 185 с.
Опубликован
2015-09-30
Раздел
Педагогические науки