О СПОСОБАХ АВТОРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА

  • Раиса Джавхаровна Урунова Ульяновский государственный университет
Ключевые слова: автор, авторизация текста, речевые структуры, открытая репрезентация автора, скрытая репрезентация автора, метатекстовые включения

Аннотация

В статье рассмотрена авторизация как явление современного медиатекста. Под авторизацией в данном случае понимается сознательное или бессознательное выражение в тексте позиции и личности его создателя, выявляемое посредством анализа конкретных языковых средств, коммуникативных стратегий и тактик построения текста. Важно, что публицистический текст всегда воспринимается аудиторией как выражение нравственной позиции автора, его знаний и его представлений о жизни, даже если он нигде не использует прямых указаний на свою точку зрения. Особое внимание в статье уделяется тому, что в текстах, написанных в разных общественных сферах, степень проявления авторских характеристик строго регламентируется требованиями к конструкции и стилю, а для медийного текста авторизация является одним из самых заметных и важных признаков. Отмечается, что авторизация в публицистике нацелена на конкретные образы автора, и в настоящее время особенно популярным является образ журналиста, самостоятельно осмысливающего и оценивающего реальную действительность, демонстрирующего свою позицию и индивидуальность речевой раскрепощенностью и стремлением отойти от стандартов публицистического стиля. Подробно рассмотрены специальные вербальные структуры, которыми журналисты репрезентируют себя в тексте и которые должны создавать узнаваемую форму субъекта повествования. Отмечается, что наиболее активная авторизация осуществляется так называемыми метатекстовыми включениями самого разного типа. Подробно описаны авторские метатекстовые включения, которые используются как средство жанрообразования в газетных текстах, кроме тех, в которых журналисты придерживаются фактографического способа отображения событий.

Биография автора

Раиса Джавхаровна Урунова, Ульяновский государственный университет
доктор филологических наук, профессор кафедры «Журналистика и филология»

Литература

Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая шк., 1971. 240 с.
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1961. 616 с.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
Барт Д. Заблудившись в комнате смеха. СПб.: Кристалл, 2001. 448 с.
Барт Д. Мир сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 72–130.
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 472 с.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2001. № 3. С. 74–83.
Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: КомКнига, 2010. 304 с.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 613 с.
Ильин И.П. Постмодернизм. М.: ИНИОН РАН, 2001. 384 с.
Левин Ю.И. Труды по знаковым системам. Т. 14. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1981. 95 с.
Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: КомКнига, 2005. 350 с.
Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: фрагмент прикладной (педагогической) модели языка. М.: МГУ, 2000. 502 с.
Бобков А.К. Газетные жанры. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2005. 86 с.
Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 376 с.
Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. пед. ун-та, 1997. 317 с.
Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
Манковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
Опубликован
2015-09-30
Раздел
Гуманитарные науки