СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИЦ ДЕТСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ЛАГЕРЯ

  • Татьяна Александровна Трифонова Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, детский мусульманский лагерь, младший школьный возраст

Аннотация

Ценностные ориентации, являясь важнейшей характеристикой личности, определяют отношение субъекта к окружающей действительности, обуславливают выбор форм поведения. В условиях усиления динамики социальных противоречий происходит «размывание» ценностей, поэтому остро встает вопрос о ценностном самоопределении подрастающего поколения. Интенсивное развитие ценностных ориентаций происходит в школьном возрасте. Особый интерес вызывает выявление специфики развития ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности.

Статья посвящена изучению ценностных ориентаций младших школьниц – воспитанниц детского мусульманского лагеря. В целях исследования был проведен теоретический анализ проблемы ценностей и ценностных ориентаций, сделан теоретических обзор современных подходов к изучению ценностных ориентаций младших школьников, проведено эмпирическое социально-психологическое исследование методами анкетирования и тестирования. Применены известные методики по изучению ценностных ориентаций. Анализировались средние значения рангов ценностных ориентаций воспитанниц детского мусульманского лагеря и типового пришкольного лагеря, проводилось статистическое сравнение результатов тестирования ценностных ориентаций в исследуемых выборках. Авторская анкета по выявлению впечатлений от посещения лагеря обрабатывалась качественно.

Были выявлены сходство и различия в шкале ценностных ориентаций девочек-мусульманок и обычных школьниц, определена специфика ценностей воспитанниц детского мусульманского лагеря. Сходным в обеих выборках является значимость личностных, а не социально ориентированных терминальных ценностей. Терминальные ценности духовной направленности в большей степени присущи школьницам – воспитанницам школьного лагеря. Для девочек-мусульманок характерна большая ориентация на те инструментальные ценности, которые связаны с внешними поведенческими проявлениями, а для обычных школьниц характерна убежденность в значимости морально-нравственных качеств. Выявлена определенная противоречивость значимости комформности у девочек-мусульманок на социальном и индивидуальном уровнях.

Биография автора

Татьяна Александровна Трифонова, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства

Литература

1. Рокич М. Природа человеческих ценностей. Нью-Йорк: Фри пресс, 1973. 276 с.
2. Федосова И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и смыслы. 2009. № 2. С. 75–92.
3. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. М.: Просвещение, 1965. 530 с.
4. Шалова С.Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов // Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 3. С. 47.
5. Помыткина М.А. Формирование ценностных ориентаций младших школьников на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9. С. 211–214.
6. Баева И.И. Культура как основа формирования ценностных ориентаций у детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы развития сознания в культуре и образовании: сб. науч. ст. Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2014. С. 235–238.
7. Кожанов И.В., Кожанова Т.М. Трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-3. С. 612–615.
8. Лопаткина К.А. Особенности ценностных ориентаций детей мигрантов младшего подросткового возраста с разным уровнем социально-психологической адаптации // Энергия науки: сборник VI Междунар. науч.-практ. интернет-конференции студентов и аспирантов. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2016. С. 675–676.
9. Лукина А.К. Особенности жизнедеятельности и ценностных ориентаций старших школьников – детей мигрантов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 601–607.
10. Сабирова К.М., Техтелева Н.В. К проблеме формирования ценностных ориентаций детей-сирот в условиях детского дома // Вестник Самарского муниципального института управления. 2014. № 3. С. 169–175.
11. Федотова Н.И. Взаимосвязь ценностных ориентаций воспитанников детских домов и школ-интернатов и их эмоциональным отношением к будущим событиям // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 10. С. 263–270.
12. Гибадуллин Н.В. Проблемы формирования семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 6. С. 268–271.
13. Панкова Ю.О. Воспитание ценностной ориентации на здоровье в семье // Волжский вестник науки. 2016. № 2 (2). С. 26–28.
14. Щекина О.А. Семья и школа: согласование ценностей воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 80–84.
15. Сергалеев С.Э., Голубева О.А. Формирование ценностной ориентации на сохранение и укрепление здоровья у детей младшего школьного возраста // Тенденции развития психологии, педагогики и образования: сборник научных трудов по итогам междунар. науч.-практ. конф. Казань: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. С. 59–61.
16. Ризаева Р.Р. Ценностные ориентации личности как основа целенаправленного формирования и физического воспитания детей // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 4. С. 114–118.
17. Верясова Е.С. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в формировании ценностных ориентаций современного подростка // Конференциум АСОУ. 2015. № 4. С. 263–266.
18. Землякова М.А. Развитие творческих способностей и ценностных ориентаций подростка во внеурочное время // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 62–69.
19. Чудинова Е.И. Сказка как эффективное средство формирования нравственных ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста в учреждениях культуры // Диалоги о культуре и искусстве: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Пермь: Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2014. С. 382–388.
20. Доржиева Л.Б., Намсараева С.Д. Информационно-коммуникативные технологии как ресурс формирования ценностных ориентаций современных детей и подростков // Наука и школа. 2016. № 3. С. 106–110.
21. Сенькина Г.Е. Духовно-нравственное развитие одаренных детей в условиях летнего физико-математического лагеря: проблемы и опыт // Учитель и время. 2016. № 11. С. 275–282.
22. Столбова Е.А. Компоненты полисубъектной среды социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 8. С. 134–140.
23. Столбова Е.А. Модель социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского оздоровительного лагеря // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 129–133.
24. Шварц Ш. Универсальное в содержании и структуре ценностей: Теория и эмпирические тесты в 20 странах // Достижения в экспериментальной социальной психологии. Т. 25 / под ред. М. Занна. Нью-Йорк: Академическое издание, 1992. С. 1–65.
Выпуск
Раздел
Гуманитарные науки