ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАТЕЛЬНОГО КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

  • Светлана Евгеньевна Моторная Севастопольский государственный университет
Ключевые слова: эволюционное развитие общества, коллективное бессознательное, коллективное сознательное, дискурсивное мышление, модель АГОЛМ, глобализация, духовно-нравственный потенциал, ценности личности

Аннотация

В процессе познания выявление правильного ориентира, а в дальнейшем задание направления жизни человечества, его развития по эволюционному пути - первостепенно. Прежде всего направление развития зависит от состояния сознания людей на Земле. Поэтому в статье мы анализируем аспекты формирования коллективного сознательного на основе рассмотрения эволюционного процесса развития сознания человека и социальных процессов в обществе, что и составило цель нашего исследования. На основе модели АГОЛМ проведен анализ этапов эволюционной изменчивости сознательного с акцентом на его коллективной сущности, а также соответствующих им состояний общественных процессов на протяжении веков. Представлено развитие человеческого сознательного через четыре этапа - от коллективного бессознательного до необходимого сегодня для эволюции коллективного сознательного. Проведенное исследование показало, что дискурсивное мышление является формирующим фактором для создания коллективного сознательного при условии определенной степени развития у человека духовно-нравственного потенциала. Выявлено, что отличительным признаком настоящего состояния общества, соответствующего четвертому этапу эволюционного конуса, является необходимость создания творческих (малых) групп с коллективным мышлением, способных решать глобальные задачи, стоящие перед человечеством в его развитии. В высшей школе сегодня сосредоточены мировые умственные резервы. Поэтому в дальнейшем наши исследования будут сконцентрированы на нахождении факторов, позволяющих совершенствовать личностные качества будущего выпускника высшей школы, которые создадут основу для формирования коллективного сознательного.

Биография автора

Светлана Евгеньевна Моторная, Севастопольский государственный университет
доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика»

Литература

Чижевская М.Б. Культурно-исторические основы формирования западного и российского социально-политического дискурса // Альтернативы регионального развития (Шабунинские чтения): материалы II-й междунар. конф. URL: shabunin.info/members/2011/M.B._Chisevskaya.pdf/827/572.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык, культура, общество: материалы IV междунар. науч. конф. Пленарные доклады. М.: Московский институт иностранных языков, 2007. С. 86–95.
Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008. 446 с.
Русанова А.Г. Молодежный дискурс в свете тезаурусного подхода // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. 2008. № 9. С. 15.
Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Норма, 1999. 624 с.
Крысько В.Г. Социальная психология. М.: Владос, 2004. 448 с.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. 576 с.
Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. 447 с.
Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. М.: Луч, 2010. 272 с.
Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. М.: Эксмо, 2004. 928 с.
Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга: Золотая аллея, 1995. 25 с.
Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству?. М.: Ульяновский Дом печати, 1999. 289 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Ч. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 663 с.
Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. 606 с.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
Кондратьев Н.Д. Особое мнение. Избранные произведения. М.: Наука, 1991. 570 c.
Шлезингер А. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992. 688 с.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мысль, 1991. 496 с.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 784 с.
Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. М.: ИЭ РАН, 1995. 523 с.
Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 406 с.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994. 268 с.
Sheldrake R.A. A New Science of Life: The Hypothesis of Formative Causation. London: Blond & Briggs, 1981. 258 p.
Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Лань, 1996. 414 с.
Синергетическая парадигма. Синергетика образования / ред. В.Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 564 с.
Моторная С.Е. Современный научный базис психокомпетизации эволюционной изменчивости высшего образования. Севастополь: Вебер, 2009. 452 с.
Астафьев Б.А. Основы мироздания. М.: Белые альвы, 2002. 320 с.
Моторная С.Е. Исследование эволюционной изменчивости познания и постижения в пространстве высшей школы // Вiстник СевНТУ. 2010. № 104. С. 19–25.
Motornaya S. Culture and Higher Education in a Globalized World // INTERSTUDIA: Semestrial review of the interdisciplinary center for studies of contemporary discursive forms. 2014. № 15. P. 184–192.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. культ. полит., 1995. 800 с.
Motornaya S. Marginalization and the Evolution of Consciousness // INTERSTUDIA: Semestrial review of the interdisciplinary center for studies of contemporary discursive forms. 2013. № 13. P. 136–144.
Motornaya S. Higher education and translators training problem in the modern globalized world // Science, technology and higher education: materials of the international research and practice conference. Vol. II. Westwood, 2012. P. 115–118.
Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М.: Прогресс, 1989. 384 с.
Моторная С.Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 1997. 204 с.
Моторная С.Е. Ключевой фактор эволюции человечества и его формирование в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 189–193.
Маригодов В.К., Моторная С.Е. Педагогика и психология: аспекты активизации творчества и готовности к профессиональной деятельности. Киев: Профессионал, 2005. 192 с.
Motornaya S. Role of spiritual and moral perfection of the beginning of the person in the education // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. № 5. P. 222–229.
Опубликован
2015-09-30
Раздел
Гуманитарные науки