ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ

  • Дарья Сергеевна Кумейко Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению понятия информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих. Целью информатизации государственной службы является рационализация деятельности служащих за счет использования информационных и коммуникационных технологий. Процесс информатизации государственного управления предъявляет новые требования в области повышения компетентности как к государственным служащим со стажем, так и к выпускникам вузов и претендентам на вакантные должности государственной службы. Однако практический опыт показывает, что государственные служащие далеко не всегда обладают необходимыми квалифицированными умениями. В статье обосновано авторское определение информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих. Ее структура представляется в виде четырех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, деятельностного, мотивационно-личностного, рефлексивного. Также обосновывается тот факт, что виртуальная коммуникация должна являться неотъемлемым элементом информационно-коммуникативной компетентности государственного гражданского служащего. В статье излагаются результаты авторского социологического исследования состояния информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих Белгородской области. Исследования проведено с использованием методов экспертного опроса и анкетирования государственных гражданских служащих Белгородской области. Также сделан вывод о необходимости ее развития. Под развитием компетентности понимается ее переход на качественно новый уровень. Уровень развития определяет степень эффективности использования информационных и коммуникативных технологий в служебной деятельности. Автором предлагается следующая классификация уровней развития информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих: базовый, расширенный и профессиональный. Социологическая диагностика информационно-коммуникативной компетентности государственных гражданских служащих предполагает следующим шагом разработку рекомендаций по ее развитию. Сделана попытка обоснования применения социальных технологий. Предлагается алгоритм технологизации, включающий прохождение трех взаимосвязанных этапов.

Биография автора

Дарья Сергеевна Кумейко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ассистент кафедры «Социальные технологии»

Литература

РФ. Президент. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ № 601 от 07.05.2012 // Российская газета. 2012. 9 мая.
РФ. Об информации, информационных технологиях и защите информации : фед. закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 // Российская газета. 2006. 29 июля.
РФ. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : фед. закон № 210-ФЗ от 27.07.2010 // Российская газета. 2010. 30 июля.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 87–102.
Ахмедова М.Г., Чамкова Е.В. Коммуникативная компетентность личности: соотношение со взглядами Ю. Хабермаса // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. С. 11–13.
Панова Е.А., Баринов Д.А. Компетентностный подход в системе управления кадрами государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. С. 36–57.
Зайцева Т.В., Опарина Н.Н., Панова Е.А. Формирование квалификационных требований к государственным гражданским служащим на основе компетентностного подхода // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 46. С. 277–290.
Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2012. 340 с.
Кудрявцева Е.И. Менеджмент компетенций в системе государственной гражданской службы // Управленческое консультирование. 2013. № 6. С. 22–31.
Оценка и профессиональное развитие государственных служащих / под ред. А.И. Турчинова. М.: РАГС, 2010. 198 с.
Захаров В.М. Технология оценки профессиональных компетенций государственных и муниципальных служащих // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 3-1. С. 110–118.
Беспалов П.В. Акмеологическая концепция развития информационно-технологической компетентности государственных служащих : дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 718 с.
Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений : дис. ... канд. культуролог. наук. М., 2007. 154 с.
Базаров Т.Ю., Ладионенко М.А. Методика создания модели компетентностей // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 3. С. 61–77.
Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию государственных служащих. М.: РАГС, 2002. 78 с.
Захаров В.М. Управление профессиональным развитием государственных и муниципальных служащих. Белгород: Белгород, 2014. 260 с.
Проблемы профессионального развития и кадровых процессов на государственной гражданской службе: социологический анализ / общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Буки Веди, 2014. 234 с.
Бабинцев В.П. Имитационные практики в государственном и муниципальном управлении // Власть. 2012. № 5. С. 24–29.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М.: Экономика, 2001. 324 с.
Опубликован
2015-09-30
Раздел
Гуманитарные науки