РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ПИЩЕВАЯ ИНЖЕНЕРИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» В ВУЗЕ

  • Мария Ивановна Гаврилова Тольяттинский государственный университет
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, компетентностно-деятельностный подход, спецдисциплины

Аннотация

Статья посвящена повышению качества подготовки бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» в вузе на основе реализации компетентностно-деятельностного подхода. Изменения общественной жизни, глобальные проблемы человеческой цивилизации (экологические, антропологические, экономические), вызванные развитием информационного общества, повысили требования к уровню пищевой продукции, которая является объектом деятельности будущего бакалавра профиля «Пищевая инженерия малых предприятий». Готовность к инженерной деятельности в области пищевых производств формируется в ходе профессиональной подготовки, создающей условия для развития адаптивно важных качеств у будущих бакалавров. Значимость качества профессиональной подготовки бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» обусловлена тем, что оно способствует укреплению престижности технического образования, привлечению в вузы ведущих подготовку бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий», талантливой молодежи, интеграции системы образования России в международное пространство в соответствии с Болонской декларацией. Не вызывает сомнений, что сегодня исходной методологической базой для оценки качества профессиональной подготовки бакалавра профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» является компетентностный подход. Компетентность представляет собой комплексный личностный ресурс, дающий возможность эффективно взаимодействовать с окружающим миром в той или иной области; компетентность создает основу для адаптации бакалавра в производственно-технической среде. Профессиональная компетентность это не только материальная база для осуществления деятельности, оперативное выполнение которой требует от бакалавра профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» мобильности. Никогда вопрос о компетентности не встает так остро, как в случае, когда речь идет о профессиональном становлении бакалавра. Общество справедливо уверенно, что люди, предлагающие услуги в области образования, должны быть компетентны, равно, как и те, кто их учит. Проанализировав сказанное необходимо отметить, что актуальной проблемой для России является повышение качества образования.

Биография автора

Мария Ивановна Гаврилова, Тольяттинский государственный университет
аспирант

Литература

1. Проект Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Москва : Министерство образования и науки РФ, 2006. 24 с.
2. Ковалева Т. М. Компетентностный подход как идея открытого заказа на содержание школьного образования в контексте русской культуры // Эйдос. 2007. № 930. С. 4.
3. Эльконин Б. Д. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1989. 386 с.
4. Сенько Ю. В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания. М. : Дрофа, 2007. 192 с.
5. Аронов А. М. Психология и педагогика : практикум. Красноярск : СФУ, 2007. 145 с.
6. Хасан Б. И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003. С. 13.
7. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление : материалы 9-й науч.-практ. конф. Красноярск, 2003. С. 55–57.
8. Андреев А. А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3–11.
9. Гришанова Н. А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования // Квалиметрия в образовании : методология и практика : Десятый симпозиум, г. Москва, 4-5 апреля 2002 г. Кн. 6. Общие проблемы развития образования : структура, качество, тенденции. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 24.
10. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности : учебно-методическое пособие. М. : МГУ, 1992. 94 с.
11. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании : проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие. М. : АПК, 2003. 101 с.
12. Исаева Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. 2006. № 9. С. 55–60.
Опубликован
2014-09-30
Выпуск
Раздел
Педагогические науки