ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Ольга Витальевна Дыбина Тольяттинский государственный университет
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, управление, управленческая деятельность, управленческая концепция, индивидуальность, индивидуальные маршруты

Аннотация

В данной статье раскрываются подходы к построению индивидуальной управленческой концепции руководителя дошкольной образовательной организации. Концепция управленческой деятельности руководителя строится на основе процессного, системного и синергетического подходов. Каждый подход описан, выделены положительные стороны их реализации. Использование этих подходов позволило нам занять принципиально новую позицию по отношению к изучению индивидуальной управленческой концепции (деятельности) руководителя, взглянуть на нее как на первостепенно важное звено в цепи инновационных преобразований, переживаемых современными дошкольными образовательными организациями, исследовать ее как целостную управляемую систему в единстве ее целевых указаний и структурных компонентов, которые взаимосвязаны друг с другом, с внешней средой. Интерес представляет обоснование индивидуальности для построения управленческой концепции и раскрытие разных ее сторон, что нашло отражение при определении структуры управленческой деятельности. В данной статье раскрывается направленность управленческой деятельности руководителя на достижение конкретных целей организации, что обеспечивается планированием, мотивацией и контролем. Обращается внимание на то, что процесс управления не должен быть сконцентрирован только на внутренних проблемах учреждения и ориентирован исключительно на выполнение задач, поставленных управленцами. Интерес представляет модель индивидуальной управленческой концепции руководителя ДОО, функционал которой – описание целей, содержания, принципов повышения управленческой компетентности руководителя и профессиональной компетентности его педагогического коллектива. Модель представлена блоками, структурируемыми по принципу соответствия основным содержательным видам повышения управленческой деятельности руководителя. Кроме того, прописаны задачи, формы организации, способствующие оптимальному решению поставленных задач, в пределах структуры каждого блока модели. Предлагаются индивидуальные маршруты руководителя дошкольной образовательной организации. Особое значение придается выработке принципов и направлений образовательной политики учреждений, в том числе и дошкольных образовательных организаций. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Биография автора

Ольга Витальевна Дыбина, Тольяттинский государственный университет
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология»

Литература

1. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием // Мир образования. 1996. № 2. С. 31–36.
2. Васильев Ю.К. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. 196 с.
3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. 224 с.
4. Спецкурс «Основы управления дошкольным образовательным учреждением» / сост. Л.В. Поздняк. М.: АПО, 1994. 76 с.
5. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: Новая школа, 2010. 352 с.
6. Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 2009. 464 с.
7. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. 64 с.
8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2004. 262 с.
9. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
10. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром : дис. … д-ра пед. наук. М., 2002. 422 с.
11. Дыбина О.В., Кузьмичева Е.И. К вопросу о повышении управленческой компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практ. конф. В 10 ч. Ч. 3. Тамбов, 2013. С. 63–68.
12. Лисавол Л.А. Логика формирования информационной культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа // Информационные технологии в гуманитарном образовании: материалы I Междунар. научно-практ. конф. В 2 ч. Ч. I. Пятигорск, 2008. С. 359–363.
13. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Добрая книга, 2007. 536 с.
14. Буров К.С. Методическая работа в образовательном учреждении // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2007. № 6. С. 37–41.
15. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2003. 62 с.
16. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Сфера, 2005. 96 с.
17. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 176 с.
18. Шмидт В.В. Делегирование полномочий // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 6. С. 18–24.
19. Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: Скрипторий-2003, 2006. 80 с.
20. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности / сост. Г.В. Яковлева, Д.Ф. Ильясов. Челябинск: Образование, 2004. 66 с.
Опубликован
2015-06-30
Раздел
Педагогические науки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)