АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСОБЕННОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА IT
Ключевые слова:
развитие мышления, компетентность специалиста, дивергентное мышление, методы познания, критичность мышления, интеграция знанийАннотация
Данная статья посвящена рассмотрению профессиональной компетентности специалиста IT. Рассмотрена деятельность специалиста с точки зрения профессиональных навыков, особенностей аналитического мышления. Даются определения «критическому мышлению», «дивергентному мышлению». Представляется попытка раскрыть компетентность в особом виде мышления. Многомерный подход к исследованию интеллекта задает ритм в исследовании профессиональной компетентности. Проводится обзор русской и зарубежной литературы, посвященной изучению данной особенности. Отображается область научных отраслей в рамках, в которых ведутся исследования психологии. В статье выделяются основные свойства, присущие компетентности специалиста IT. Рассматриваются функциональные особенности аналитического мышления, цели его воздействия и развития, которое наполняет мышление специалиста. В качестве профессиональной деятельности посредством использования различных психологических средств. Навыки специалиста рассматриваются как уровень компетентности, в которой прослеживается эффективность мышления. Основной профессиональной целью аналитика является возможность как можно более приближенно спрогнозировать и учесть факторы, которые могут повлиять на исход конечного результата. Рассматривается и собственно креативное мышление, которое также не менее важно в развитии. В результате этого выделяется ряд методик, которые задают уровень компетентности и методов для решения задач. Основное внимание уделяется дивергентному мышлению, которое включает в себя ряд психологических функций мышления, которые будут прослеживаться в таких различных критериях, как беглость, оригинальность, чувствительность, образность. Данное качество компетентности специалиста формирует нестандартное мышление.Библиографические ссылки
Борковский А.Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике (с толкованиями). М.: Рус. яз., 1992. 335 c.
The Blackwell Dictionary of Cognitive Psychology / ed. by M.W. Eysenk. Cambridge: Basil Blackwell Ltd, 1990. 43 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 c
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
Максимов В.И., Качаев С.В., Корноушенко Е.К. Управление сферами банковской деятельности // Банковские технологии. 1999. № 5-6. С. 21–26.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, 1998. 576 с.
Котова Л.Р. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом // Кадровик. 2010. № 12-2. С. 44–50.
Кошелева Ю., Архипов М., Токарева М. Мотивация персонала // Управление персоналом. 2012. № 16. С. 12–34.
Боссель Х. Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. 123 с.
Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. М.: Психотерапия, 2009. 176 с.
Корнилова Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 583 с.
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. М.: ВЛАДОС, 2008. 624 с.
Селиванов В.В. Идеи С.Л. Рубинштейна о соотношении мышления и личности и их развитие. Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. 320 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 604 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Ерознак, 2003. 666 с.
Беседа с академиком Г. Нааном. О диалектике познания // Наука и религия. 1968. № 12. С. 23.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 671 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета», соглашаются на следующее:
1. Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т. ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т. п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.
2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала. В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии.
Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.
3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, другими физическими и юридическими лицами возможна только с письменного согласия Редакции, с обязательным указанием номера журнала (года издания), в котором был опубликован материал.