СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИТНЕСА: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Наталья Евгеньевна Бартенева Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина
Ключевые слова: фитнес, фитнес-услуги, социальные функции фитнеса, потребитель фитнеса, мотивы потребления фитнес-услуг

Аннотация

Статья посвящена такому социальному явлению, как фитнес. Автор анализирует причины зарождения и функционирования сферы фитнес-услуг в современной России. Для того чтобы выявить основные модели поведения потребителей на рынке фитнес-услуг с точки зрения социологического подхода, необходимо первоначально сформировать правильное представление о фитнесе как о социальном явлении и определить его социальное значение для потребителей. Таким образом, главной задачей статьи является выявление основных функций и роли фитнеса. Опираясь на методологию структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона, используя метод контент-анализа литературных источников, автор выявляет и описывает социально-экономические и социокультурные функции фитнеса. В статье проведен анализ явных и латентных функций фитнеса, а также проявления его дисфункций. Приводятся результаты проведенного автором эмпирического исследования. В качестве метода сбора данных был применен онлайн-опрос клиентов фитнес-клубов из различных регионов России, а также анкетирование клиентов непосредственно на территории фитнес-клубов Ивановского региона. Всего было опрошено 1150 респондентов. Эмпирическое исследование позволило зафиксировать социальную роль фитнеса, мотивы и цели потребителей этой услуги. По результатам исследования установлено, что фитнес влияет на многие сферы жизни потребителей: улучшает физические показатели, внешность, здоровье, положительно влияет на профессиональную деятельность, взаимоотношения с окружающими, является правильной формой проведения досуга и т. д. Социальное значение фитнеса для потребителей в большей степени проявляется в его латентных функциях – от строительства тела потребитель идет к цели жизнестроительства.

Биография автора

Наталья Евгеньевна Бартенева, Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина
аспирант кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации»

Литература

Alam J., Hossain A. Motivations behind attending fitness clubs in Bangladesh: A survey study on clubs’ members in Sylhet // European Journal of Business and Management. 2012. Vol. 4. № 2. P. 120–137.
Григорьев В.И. Динамика развития рынка фитнес-услуг в России // Актуальные проблемы развития фитнеса в России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 7–11.
Ефремова М.В., Чкалова О.В., Бошман Т.К. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 21. С. 25–37.
Андрианова Т.А., Коркодинова Н.А. Маркетинговое исследование потребителей спортивно-оздоровительных услуг г. Перми // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 111–118.
Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 384 с.
Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. М.: Трованд, 2000. 74 с.
Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» // Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. С. 45–46.
Сайкина Е.Г. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория и практика физической культуры. 2011. № 8. С. 6–10.
Хоули Э.Т., Фрэнкс Б.Д. Оздоровительный фитнес. Киев: Олимпийская литература, 2000. 367 с.
Обзор рынка фитнес услуг в России. URL: marketcenter.ru/content/document_r_3ca0bfb4-5745-468b-85d8-5af8a960cae6.html.
Ковалев А. Готовы к сдаче ГТО // Российская газета. 2014. № 951.
Анализ рынка фитнес-услуг в России. М.: DISCOVERY Research Group, 2012. 46 с.
Бартенева Н.Е. Фитнес как бизнес и образ жизни // Гуманитарии в XXI веке. Т. 1. Н. Новгород: НИСОЦ, 2013. С. 67–70.
Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 207–246.
Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях. СПб.: Образование, 2008. 301 с.
Григорьев В.И. Методологические аспекты технологизации фитнес-индустрии // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. C. 17–25.
Абрамов Р., Болотова И. Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес-клубов // Вестник Омского университета. Серия: Социология. 2008. № 1/2. С. 37–61.
Абрамов Р.Н., Зудина А.А. Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 6. С. 134–142.
Соломон М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке. СПб.: ДиаСофтЮП, 2003. 784 с.
Бартенева Н.Е. Социологическое исследование мотиваций потребителей фитнес-услуг // Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии: материалы междунар. науч.-тех. конф. Иваново: ИГЭУ, 2015. С. 103–106.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. 269 с.
Опубликован
2016-03-30
Выпуск
Раздел
Гуманитарные науки