ПРАКТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ В ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКОМПАНИЯХ

  • Надежда Владимировна Адемукова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: история измерений аудитории, медиахолдинги России, пиплметр, медиааналитики российских телеканалов, «TNS Россия», GfK, онлайн-панель, дополнительные исследования аудитории

Аннотация

Статья посвящена современным практикам использования результатов измерения аудитории на крупных отечественных телеканалах. Измерения аудитории – важный источник параметров для оценки эффективности СМИ. Они получили распространение во всех сегментах массовой информации, среди которых телевидение является наиболее массовым, эффективным с точки зрения воздействия и затрагивающим широкий спектр целевых групп.

Целью исследования, представленного автором в статье, является изучение одного из элементов эффективности телекомпании – медиаизмерение на основе  практик исследования аудитории в ведущих российских телекомпаниях. Для реализации поставленной цели автор проводит глубинные интервью с руководителями отделов исследования аудитории на российских телеканалах. Глубинные интервью затрагивали такие вопросы, как: структура отдела по внутренним исследованиям аудитории, виды исследований, проводимых или заказываемых телекомпанией, функции сотрудников отделов, влияние полученных данных на сетку вещания телеканала, особенности получения медиаизмерений в регионах.

Автор анализирует и обобщает полученные данные, рассматривает основные направления использования результатов исследования в работе телеканалов, которые являются важной составной частью при изучении всего поля измерений медиа. Автор первым предпринимает попытку изучения практик исследования аудитории именно внутри медиакомпаний, основываясь на опыте руководителей отделов по измерениям аудитории на российских телеканалах. 

По итогам проведенного исследования выявлены такие проблемы, как слабая изученность аудитории в регионах, ограниченность исследовательской деятельности многих телеканалов только вторичным анализом данных «TNS Россия». Определены различия в исследовательской работе и использовании данных медиаизмерений на коммерческих и государственных телеканалах.

Биография автора

Надежда Владимировна Адемукова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
аспирант факультета социологии

Литература

Давыдов С.Г. Телевизионные исследования на этапе перехода с аналогового на цифровое вещание в России и странах Европы // От центрального к цифровому: телевидение в России. Воронеж: ВГПУ, 2014. С. 89–112.
Основы медиабизнеса / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект пресс, 2014. 400 с.
Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.: Видео Интернешнл, 2010. 303 с.
Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994–96 гг.) // Мир России. Социология. Этнология. 1997. № 1. С. 79–106.
Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М.: Восход-А, 2014. 328 с.
Давыдов С.Г. Методологические основы измерений аудитории СМИ // Информационное пространство Югры: состояние и динамика развития. СПб.: Любавич, 2010. С. 14–33.
Теория и практика медиарекламных исследований. Вып. 2 / под ред. Коломийца В.П., Веселова С.В. М.: Восход-А, 2012. 384 с.
Давыдов С.Г., Стожарова Д.А. Построение индикаторов эффективности для региональных СМИ // Мониторинг СМИ ЯНАО: методики, основные результаты, оценки, тенденции. СПб.: Любавич, 2012. С. 10–18.
Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М.: Аспект Пресс, 2004. 155 с.
Социология журналистики / под ред. С.Г. Корконосенко. М.: Юрайт, 2014. 421 с.
Дим П. Онлайн-исследования для телевидения и радио // Онлайн исследования в России 3.0. М.: Кодекс, 2012. С. 271–296.
Ван Меурс Л., Де Гойж А., Де Вос Б., Ван ден Путте Б. Онлайн-панель как средство оценки качества телевизионных передач // Онлайн исследования в России 3.0. М.: Кодекс, 2012. С. 255–270.
Ермолаева О.Я. Качественные методы изучения телеаудитории // Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. М.: Национальная ассоциация телевещателей, 1997. С. 51–58.
Беликов Д. Константин Эрнст сводит счеты // Профиль. 2004. № 32 (6 сентября). URL: profile.ru/archive/item/45157.
Зубок А.С. Телевизионный бизнес. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. 560 с.
Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / под ред. В.П. Коломийца. М.: Международный институт рекламы, 2001. 395 с.
Назаров М.М. Измерения аудитории ТВ в современной мультиэкранной среде (практики зарубежных рынков). М.: Восход-А, 2015. 228 с.
Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. М.: ВГТРК, 1997. С. 18–57.
От центрального к цифровому: телевидение в России / под ред. В.В. Струкова, В.В. Зверевой. Воронеж: ВГПУ, 2014. 412 с.
Фомичева И.Д. Социология СМИ. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2012. 360 с.
Опубликован
2016-03-30
Выпуск
Раздел
Гуманитарные науки