ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Вилия Пранавна Ринкевичуте Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Ключевые слова: признание иностранного образования, соответствие квалификации, Главэкспертцентр, Болонский процесс, нострификация, эвалюация, легализация дипломов, международное соглашение, системы образования, экспертная оценка

Аннотация

Данная статья посвящена изучению нормативно-правовых и организационных аспектов функционирования действующей в Российской Федерации системы признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве. Анализируется процедура и практический опыт признания образования и квалификации на территории Российской Федерации и других государств. Приводятся статистические данные о предоставлении услуг Главэкспертцентром, показывающие ежегодное увеличение количества потребителей организации. Проводится сравнительная характеристика процедуры признания дипломов об образовании в пяти зарубежных странах, что позволяет выявить неконкурентоспособные элементы в отечественной процедуре признания образования и (или) квалификации. Делается вывод о необходимости сокращения стоимости услуги и срока ее предоставления. Предлагается пересмотреть регламент в части необходимости предоставления оригинала диплома об образовании, в большинстве случаев требующего легализации в консульстве или посредством апостиля. Определяются сложности в отечественной правоприменительной практике по признанию образования и (или) квалификации, связанные с изменением систем образования в зарубежных странах, отсутствием актуальной информации о них, что затрудняет экспертную оценку иностранных документов. Дается рекомендация об использовании более гибкого подхода к оценке полученных квалификаций на основе постоянного мониторинга зарубежных образовательных систем и обновляемых рекомендаций по экспертной оценке иностранных документов об образовании. Приводятся возможные дополнительные методы оценки, предусматривающие предоставление информации о прохождении образовательной или профессиональной подготовки либо о трудовом стаже работы по полученной специальности. Проведенная работа позволяет выявить основные проблемы в области признания образования и (или) квалификации и предложить механизмы повышения конкурентоспособности России в данной сфере.

Биография автора

Вилия Пранавна Ринкевичуте, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

документовед организационного отдела приемной и аттестационной комиссии

Литература

Четвериков А.О. Правовые аспекты организации высшего образования и признания иностранных дипломов в Канаде // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 2. С. 190–195.

Куперман И.А., Семенова Т.Ю. Формирование системы взаимного признания документов об образовании между европейскими странами // Право и образование. 2014. № 10. С. 13–18.

Сизов И.Ю. Административная процедура нострификации // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 85–87.

Середа П.В., Мащенко С.С., Рак Н.В. К проблеме трудоустройства в США // Профнавигация молодежи: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2018. С. 186–190.

Ростовская Т.К. Совершенствование организационного механизма национальной процедуры признания иностранного образования // Международный академический вестник. 2015. № 6. С. 50–53.

Отчет о результатах деятельности ФГБУ, находящегося в ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования науки и об использовании закрепленного за ним федерального имущества за 2015 год: Главэкспертцентр за 2015 г. // Национальный информационный центр. URL: nic.gov.ru/Media/Default/Отчеты/Otchet2015.pdf.

Отчет о результатах деятельности ФГБУ, находящегося в ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования науки и об использовании закрепленного за ним федерального имущества за 2016 год: Главэкспертцентр за 2016 г. // Национальный информационный центр. URL: nic.gov.ru/Media/Default/Отчеты/Otchet2016.pdf.

Отчет о результатах деятельности ФГБУ, находящегося в ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования науки и об использовании закрепленного за ним федерального имущества за 2017 г. // Национальный информационный центр. URL: nic.gov.ru/Media/Default/Отчеты/Отчет%20о%20результатах%20деятельности%20ФГБУ%20Главэкспертцентр%20за%202017%20год.pdf.

Статистика посетителей информационного ресурса // Национальный информационный центр. URL: nic.gov.ru/ru/analitics_1.

Новости // Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. 2017. 24 ноября.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ: ред. от 03.08.2018 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

РФ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53-1. Ст. 7598.

Сводный отчет Министерства образования и науки Российской Федерации по форме ФСН № ВПО-1 на начало 2017–2018 учебного года // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2017/во-2017/ФСН-ВПО-1-2017.

Статистика о количестве студентов ВУЗов в Чешской Республике // Блог о Чехии. URL: study.tbs-group.cz/blog/info/admission-statistics/.

Береснев Д.Н., Жалнин В.А., Слизовский Д.Е. Политика Российской Федерации по повышению экспортного потенциала системы образования: риски и возможности старта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. Т. 19. № 4. С. 366–378.

Российский диплом за границей. Подтвердить знания и получить работу за рубежом. М.: Центр защиты прав граждан, 2017. 14 с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 (ред. от 09.06.2016) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве» // Российская газета. 2014. 12 марта (№ 56).

Ереванское коммюнике 2015 // Материалы IX Конференции министров стран Европейского пространства высшего образования, 14-15 мая 2015 г. URL: bc.donstu.ru/upload/files/documents/Yerevan%20Communique_final.pdf.

Финогентова О.Е., Ломаев А.Ю. Проблемы реализации правовой категории «Публичный интерес» в Российском праве. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 105 с.

Скоробогатова В.И. Признание иностранного образования: современные подходы, инновационные сервисы // Признание иностранного образования и квалификации: современные подходы. Роль информационных ресурсов: сборник тезисов Международной конференции. М.: Главэкспертцентр, 2014. С. 110–111.

Опубликован
2018-09-27
Выпуск
Раздел
Статьи