ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

  • Александр Федорович Малый

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемы участия России в межгосударственных объединениях. В 2014 году Беларусь, Казахстан и Россия создали Евразийский экономический союз (ЕАЭС), целью которого является развитие экономик государств-учредителей. О привлекательности нового Союза говорит тот факт, что к нему уже присоединились Киргизия и Армения, обсуждаются вопросы относительно форм участия других стран в деятельности Союза. Переговоры о заключении соглашений о зоне свободной торговле ведутся с Египтом, Таиландом, Ираном, Монголией, Сербией.

На примере Евразийского экономического союза показаны сложности становления экономических отношений, их регулирования на межгосударственном и надгосударственном уровне. Периодически возникают разногласия между Россией и Республикой Беларусь по вопросу о тарифах на энергоносители, поступления из Беларуси на рынок России санкционных товаров из Европы. Тем не менее, Союз развивается, преодолевая все сложности.

Этому способствует организационная структура, заложенная Договором о ЕАЭС 2014 года. Органы Евразийского экономического союза ведут последовательную работу по созданию правовой основы функционирования общего рынка. Идет разработка и внедрение технических регламентов, которые позволяют унифицировать требования контролирующих органов государств-членов к качеству поступающих на рынок товаров.

Риски, связанные с конкурентной борьбой, побуждают участников межгосударственных экономических объединений создавать механизм защиты своих хозяйствующих субъектов. Так, Договор о ЕАЭС наделяет Евразийскую экономическую комиссию юрисдикционными полномочиями, позволяющими ей осуществлять функцию защиты своих товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции. Евразийская экономическая комиссия имеет право начать расследование в отношении компаний, поставляющих товар на рынок ЕАЭС по демпинговым ценам.

В статье сделан вывод о необходимости усиления полномочий наднациональных органов нового Союза.

Литература

1. Эбзеев Б.С. Глобализация и становление транснационального конституционализма // Государство и право. 2017. № 1. С. 3.
2. Тюрина Н.Е. Фрагментация международного права в контексте «права ВТО» // Российский юридический журнал. 2013. № 3. С. 52–58.
3. Бирюков М.М. Европейский Союз, Евроконституция и международное право. М., 2006. 253 с.
4. Право Европейского Союза: учебник для вузов / под ред. С. Ю. Кашкина. – 3-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
5. Spence, D., and Geoffrey E. (eds.). The European Commission, London: John Harper Publishing, 2006, pp. 7-9.
6. Малый А.Ф. Институциональная система ЕврАзЭС и опыт Европейского Союза // Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции: материалы междунар. конф. – М.: Изд-й центр ун-та им. О.Е.Кутафина (МГЮА), 2014. С. 216-220.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // http://www.eurasiancommission.org (дата обращения 21.02.2017).
8. Евразийство: на пути к «Большой Европе»: Учеб. пособие / Науч. ред. Ю.Н. Сушкова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. с. 208.
9. http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/17-02-2017-2.aspx
10. Горбачев А. А жить за счет России вы готовы? Политолог Андрей Суздальцев – о невыгодном для Москвы ЕАЭС // Lenta.ru, 5 февраля 2017.
11. Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза (Белая книга). Доклад Коллегии по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии // http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-02-2017-165921.aspx/
12. Малый А.Ф., Малая Т.Н. Проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности при формировании единого экономического пространства в странах ЕС и ЕАЭС // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 1. С. 143–146.
13. О начале антидемпингового расследования в отношении гербицидов, происходящих из Европейского союза и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Утв. приказом директора Департамента защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии от 30 декабря 2016 года // docs.eaeunion.org (дата обращения 24.02.2017 г.)
14. О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Решение Коллегии ЕЭК от 17 ноября 2015 г. № 154 // docs.eaeunion.org clcd_18112015_154 (дата обращения 25.02.2017 г.).
15. Tolstykh, V.L. 2015. The Problems of Eurasian Integration, Journal of Eurasian Law, 3(85): 17-22.
16. Malaya Tatiana; Malyy Alexander; Nesterova Tatiana. On the Jurisdictional Powers of the Eurasian Economic Union. Journal of Advanced Research in Law and Economics, [S.l.], v. 7, n. 8, p. 2143-2147, may 2017. ISSN 2068-696X.
17. Малый А.Ф. Воплощение принципа наднациональности в организационной структуре Евразийского союза // Европейский союз и Евразийский экономический союз: на пути к «Большой Европе» от Лиссабона до Владивостока: материалы международной научно-практической конференции. Саранск. 2016. С. 75-82.
18. Kashirkina, A.A., and Morozov, A.N., 2015. The International-Legal Model of the Eurasian Economic Union: Integration Interaction Potential and Risks. Journal of Eurasian Law, 6(85): 25-29.
19. Malyi A.F., Khurmatullina A.M. The supranationality problem in the formation of associations (the case of the Eurasian economic union) // Journal of Economics and Economic Education Research. Volume 17, Special Issue 2, 2016. P. 304 – 309.
Выпуск
Раздел
Юридические науки