ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ
Ключевые слова:
кризис идентичности, кризисная идентичность, временная перспектива, ориентация временной перспективы, юношеский возраст, смысложизненные ориентацииАннотация
Временная перспектива является одним из факторов, позволяющих обеспечивать психологическую устойчивость и стабильность для личности. Адекватность восприятия временной перспективы является важным аспектом, обеспечивающим успешность переживания кризиса. Для юношеского возраста актуально переживание кризиса, связанного с трансформацией идентичности. Наиболее часто проявления кризиса отражаются в эмоциональной сфере и поведении человека. В статье представлен анализ параметров временной перспективы в зависимости от выраженности кризиса в данных сферах.
В исследовании приняли участие 64 студента города Новосибирска, из них 27 человек (42,2 %) – учащиеся 5-го курса, 37 человек (57,8 %) – учащиеся 1-го курса; 11 (17,2 %) мужского и 53 (82,8 %) женского пола. Исследовались студенты в возрасте от 18 до 25 лет. Полученные данные показывают, что признаки кризиса идентичности наиболее часто отмечаются у первокурсников по сравнению с пятикурсниками. При этом у студентов 1-го курса кризис идентичности выявляется преимущественно в эмоциональной и поведенческой сферах. Студенты 1-го курса, имеющие признаки кризиса идентичности в эмоциональной и поведенческой сферах, характеризуются негативным отношением к прошлому и снижением показателей смысложизненных ориентаций. Испытуемым без кризиса идентичности свойственна большая направленность в будущее и наличие смысложизненных ориентаций. Таким образом, для студентов-первокурсников характерна недостаточная сбалансированность временной перспективы и отсутствие четких смысложизненных ориентаций, т. е. понимания целей и задач, которые стоят перед ними в ближайшей перспективе. Авторы обращают внимание, что полученные данные указывают на необходимость проведения профилактических мероприятий в рамках работы центров психосоциального сопровождения обучающихся.
Библиографические ссылки
Исаева Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 78–85.
Гальчук Д.С. Понятие «идентичность личности» // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 5. С. 44–51.
Ragelienė T. Links of Adolescents Identity Development and Relationship with Peers: A Systematic Literature Review // Journal of the Canadian Academy of child and adolescent psychiatry. 2016. Vol. 25. № 2. P. 97–105.
Walsh F. Applying a Family Resilience Framework in Training, Practice, and Research: Mastering the Art of the Possible // Family Process. 2016. Vol. 55. № 4. P. 616–632.
Becht A.I., Nelemans S.A., Branje S.J., Vollebergh W.A.M., Koot H.M., Denissen J.J.A., Meeus W.H.J. The quest for identity in adolescence: Heterogeneity in daily identity formation and psychosocial adjustment across 5 years // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52. № 12. P. 2010–2021.
Côté J.E. Identity crisis modality: a technique for assessing the structure of the identity crisis // Journal of Adolescence. 1986. Vol. 9. № 4. P. 321–335.
Кузьмин М.Ю. Динамика кризиса идентичности у испытуемых подросткового и юношеского возраста // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 16. С. 23–30.
Кузьмин М.Ю. Динамика нормативного кризиса и собственно кризиса идентичности в подростковом возрасте // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 1. С. 202–207.
Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М., Авдеев Е.А. Формирование социальной идентичности личности в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 694–700.
Егоренко Т.А., Родина Е.М. Роль временной перспективы в профессиональном самоопределении студентов // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 11–15.
Яницкий М.С., Серый А.В., Проконич О.А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового // Вестник Краунц. Гуманитарные Науки. 2012. № 2. С. 175–180.
Попова О.Н. Проблема сбалансированности временной перспективы личности // Сибирский психологический журнал. 2017. № 66. С. 18–31.
Вечканова Е.М. Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4-2. С. 117–122.
Курусь И.А. Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и направленности временной перспективы у студентов на начальном этапе обучения в вузе // Образование и наука. 2016. № 2. С. 68–79.
Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В., Морева С.А. Профессиональная идентичность в структуре индивидуальной и социальной идентичности студентов-медиков // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 135–140.
Дмитриева Н.В., Перевозкин С.Б., Перевозкина Ю.М., Самойлик Н.А. Диагностика кризиса идентичности. Новокузнецк: КузГПА, 2012. 134 с.
Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85–106.
Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червинская К.Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. 43 с.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Социальные эмоции и их роль в развитии личности и поведения подростка: теоретический анализ проблемы исследования // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6. С. 229–232.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашаются на следующее:
1. Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т. ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т. п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.
2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала. В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии.
Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.
3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, другими физическими и юридическими лицами возможна только с письменного согласия Редакции, с обязательным указанием номера журнала (года издания), в котором был опубликован материал.