ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Шекшаева Наталья Николаевна Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность, ИИД, метод обучения, метод “case study”, деловая игра «Фирма 1», «Фирма 2», ТРИЗ, АРИЗ

Аннотация

Необходимость подготовки студентов-инженеров к инновационной деятельности в настоящее время не вызывает сомнений, так как существует прямая взаимосвязь между инновационным и экономическим развитием страны. Задача состоит в выборе оптимального метода обучения этой деятельности. По мнению многих ученых, предпочтение в настоящее время отдается проектному методу обучения. В статье описано понимание проектного метода обучения, в котором обязательно должны присутствовать цель, задачи, средства решения. Проектный метод реализуется в коллективной (командной) работе над решением социально значимых задач. Описаны сложности командной работы и необходимость обучения ей. Приведен пример интеграции активных методов обучения (деловая игра «Фирма», проектный метод, case study), как единого группового метода обучения, в реализации для подготовки студентов к ИИД при обучении дисциплине «Основы инновационной инженерной деятельности». Представлены сценарии деловых игр «Фирма 1» и «Фирма 2» как компонент проектного метода обучения указанной дисциплине. Сценарий деловой игры «Фирма 1» разработан для реализации в условиях аудиторных занятий, он сочетает в себе проведение патентных исследований, решающих различные задачи, и разработку нового технического решения с помощью методов активизации мышления. Сценарий деловой игры «Фирма 2» разработан для реализации в условиях выездных летних научных школ и дополнен дидактическими средствами (3D-принтерами) и сценариями творческих конкурсов и спортивных игр, которые направлены на формирование компетенции командной работы. Детально разобран один кейс из приведенного сценария деловой игры «Фирма 1» с помощью метода решения изобретательских задач «Алгоритм решения изобретательских задач», автором которого является Г.С. Альтшуллер.

Биография автора

Шекшаева Наталья Николаевна, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

кандидат педагогических наук, доцент Института механики и энергетики

Литература

Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н., Квитко С.И., Ломаткина М.В., Купряшкин В.Ф., Коровина И.В. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 4. С. 568–586.

Хасанова Г.Ф., Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г. Групповая проектная деятельность студентов как средство подготовки инновационных инженеров в исследовательском университете // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 23. С. 489–492.

Choi J., Lee J.-H., Kim B. How does learner-centered education affect teacher self-efficacy? The case of project-based learning in Korea // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 85. P. 45–57.

Валишева А.Г. Методическая система подготовки будущих инженеров в области сварочного производства к решению типовых профессиональных задач // Преподаватель ХХI век. 2014. № 3-1. С. 106–112.

Мануйлов В.Ф., Федоров И.В. Модели формирования готовности выпускников инженерных вузов к инновационной деятельности // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). 2004. № 3. С. 5–11.

Сакулина Ю.В., Никулина Т.В. Проектное обучение с элементами ТРИЗ как стимулятор учебной активности студентов // Проблемы современного образования. 2019. № 3. С. 177–183.

Wu T.-T., Wu Y.-T. Applying project-based learning and SCAMPER teaching strategies in engineering education to explore the influence of creativity on cognition, personal motivation, and personality traits // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 35. Article number 100631.

Максимова Н.Г. Модель подготовки многофункционального инженера, готового к комплексной инженерной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 935–942.

Кроули Э.Ф., Малмквист Й., Остлунд С., Бродер Д.Р., Эдстрем К. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO. М.: Высшая школа экономики, 2015. 504 с.

Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н., Кондратьева Г.А. Разработка и реализация методики организации обучающего этапа эксперимента // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 8. С. 153–157.

Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. Методологическое обеспечение исследований по проблеме подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 13–21.

Грошева Е.П., Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. Образованный компетентный в инновационной деятельности выпускник как главный инновационный продукт вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 117–124.

Перова В.И. Проектный метод обучения: эффективность учебной и научной деятельности студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 3. С. 252–257.

Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 32–59.

Володин В.В., Хабаров В.И. Управление проектом: теория, методология, практика. М.: Университет «Синергия», 2018. 224 с.

Долматов А.В., Долматова Л.А. Интеграция проектных и игровых технологических моделей обучения студентов // Человек и образование. 2015. № 3. С. 160–164.

Kłeczek R., Hajdas M., Wrona S. Wicked problems and project-based learning: Value-in-use approach // The International Journal of Management Education. 2020. Vol. 18. № 1. Article number 100324.

Chu S.K.W., Zhang Y., Chen K., Chan C.K., Lee C.W.Y., Zou E., Lau W. The effectiveness of wikis for project-based learning in different disciplines in higher education // Internet and Higher Education. 2017. Vol. 33. P. 49–60.

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. 209 с.

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 176 с.

Опубликован
2020-06-23
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ