МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Опанасец Анастасия Сергеевна Тульский государственный университет
Ключевые слова: метод проектов, ознакомительно-ориентировочный проект, дистанционная форма обучения, межкультурная компетенция, познавательный интерес

Аннотация

В статье изложен опыт реализации метода проектов в обучении студентов бакалавриата иностранному языку. Целесообразность его применения обусловлена недостаточностью традиционных направлений, форм и технологий подготовки студентов в условиях вынужденного дистанционного обучения. Целью реализации метода проектов стала активизация познавательного интереса и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе формирования межкультурной компетенции. Проведен опрос педагогов и студентов с целью выявления сложностей, возникающих в ходе дистанционного обучения. Описан пример реализации ознакомительно-ориентировочного проекта в условиях вынужденного дистанционного обучения. Дано подробное описание трех этапов проектной деятельности (подготовительного, технологического и заключительного), представлены формы промежуточной и итоговой отчетности. Особое внимание уделено процессу создания студентами видеоролика о Британском музее в ходе реализации метода проектов. Описаны критерии оценки проектной деятельности, представлен механизм ее оценивания. Для анализа эффективности используемого метода выбраны следующие критерии: знание основных фактов по рассматриваемой проблеме и умение оперировать ими во время защиты проекта; владение иностранным языком в рамках заданной тематики (лексический, грамматический, фонетический аспекты); участие в групповых обсуждениях, а также самостоятельность суждений и умозаключений; способность к анализу и обобщению изучаемого материала; качество выступления. Представлены результаты мониторинга уровня владения лексическими единицами в рамках изучаемой тематики до начала описанной проектной деятельности и по итогам ее осуществления. Отмечена эффективность применения метода проектов с целью актуализации познавательного интереса студентов, поддержания на нужном уровне коммуникативных способностей в процессе формирования межкультурной компетенции в вынужденных условиях дистанционного обучения

Биография автора

Опанасец Анастасия Сергеевна, Тульский государственный университет

аспирант кафедры лингвистики и перевода

Литература

Бобрикова О.С., Иванова В.И. Социолингвистическая компетенция в профессиональной деятельности переводчика // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 155–159.

Цеунов К.С. Педагогическая модель формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 2. С. 55–58.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3–10.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. 2000. № 1. С. 41–45.

Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. № 4. С. 3–10.

Плеханова Е.М., Лобанова О.Б. Метод проектов: его интерпретация в отечественной образовательной практике 1920-х гг. // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 41–48.

Козлова Л.К. «Метод проектов» в дошкольной образовательной организации, история развития метода, основные понятия // Проектирование. Опыт. Результат. 2018. № 2. С. 34–40.

Смирнова Г.В., Алексеенко Д.П., Матюшенко У.А. Метод проектов как инновационный метод обучения русскому языку // Проблемы научной мысли. 2018. Т. 6. № 3. С. 003–005.

Бежанова Н.Л., Беляева С.А. К вопросу этапности внедрения технологии «метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников // Школьная педагогика. 2016. № 1. С. 50–53.

Константинова О.Е. Метод проектов «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2017. № 1-2. С. 88–90.

Тлеумбетова Д.Б., Иванова С.А. Метод проектов как эффективный метод обучения и воспитания студентов технических вузов // Преемственность в образовании. 2019. № 22. С. 827–833.

Байгускарова Т.Б. Метод проектов как один из эффективных методов обучения и формирования личности школьника XXI века // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 4. С. 77–88.

Hutchinson T. Introduction to Project Work. Oxford: Oxford University Press, 1996. 400 p.

Haines S. Projects: for the EFL Classroom: resource material for teachers. Walton-on-Thames: Nelson, 1989. 108 p.

Fried-Booth D.L. Project work. Oxford: Oxford University Press, 2002. 127 р.

Wurdinger S.D. The Power of Project-Based Learning: Helping Students Develop Important Life Skills. Maryland: Rowman & Littlefield, 2016. 134 p.

Cooper R., Murphy E. Hacking Project Based Learning: 10 Easy Steps to PBL and Inquiry in the Classroom. Cleveland: Times 10 Publications, 2017. 144 p.

Lenz B., Wells J., Kingston S. Transforming schools using project-based learning, performance assessment, and Common Core Standards. San Francisco: Jossey-Bass, 2015. 312 p.

Шарманова Н.И., Коник О.Г. Использование метода проектов в начальной школе для обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-1. С. 204–210.

Ребрикова О.М. Метод проектов как эффективный метод преподавания профессионального иностранного языка в неязыковом вузе // Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей. М.: Перо, 2019. С. 242–245.

Опубликован
2020-06-23
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ