ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПОТЕНЦИАЛ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

  • Гриднева Наталья Александровна Самарский государственный технический университет
Ключевые слова: профессиональная этика, гуманизация образования, иноязычная социокультурная компетенция, диалог культур

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной этики средствами дисциплины «Иностранный язык» и, в частности, изучению возможностей актуализации потенциала создаваемого на занятии поликультурного пространства для более эффективного решения поставленной задачи. Актуальность исследования определяется имеющимся социальным запросом на этизацию различных сфер профессиональной деятельности, призванную обеспечить их ориентацию на удовлетворение интересов и потребностей общества, а также недостаточной изученностью возможностей реализации гуманитарного потенциала отдельных дисциплин, в частности дисциплины «Иностранный язык», для эффективного приобщения студентов к профессионально-этическим ценностям. Предлагаемый в статье подход к формированию профессиональной этики в ходе обучения иностранному языку предполагает выстраивание учебного процесса с опорой на идею диалога культур через включение представляемых на занятии ценностей и принципов профессиональной этики в актуальный социокультурный контекст страны изучаемого языка. Это достигается, в частности, презентацией профессиональной этики как ценностной основы профессиональной культуры иностранного профессионального сообщества, а также рассмотрением ее сквозь призму общенационального социокультурного опыта страны изучаемого языка. Таким образом, предлагаемый подход в большей степени, нежели традиционный, предполагающий позиционирование профессионально-этических ценностей как общемировых, т. е. «не имеющих национальности», соответствует собственной логике целеполагания преподаваемой дисциплины, которая видит возможность качественного овладения языком лишь в изучении его в неразрывной связи с культурой страны изучаемого языка. Эффективность разработанного подхода обосновывается с точки зрения решения частных задач дисциплины «Иностранный язык» и с точки зрения решения проблемы формирования профессиональной этики.

Биография автора

Гриднева Наталья Александровна, Самарский государственный технический университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Литература

Коряковцева Н.Ф. Иностранный язык как средство гуманитаризации профессиональной подготовки современного специалиста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 1. С. 33–43.

Ястребова Е.Б. Гуманистическая составляющая профессиональной подготовки при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2. С. 65–78.

Шабалина О.Л., Новоселова А.А. Формирование социокультурной компетентности студентов университета средствами иностранного языка // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 3. С. 136–140.

Андрюхина Л.М., Фадеева Н.Ю., Де Негри Ж. Развитие экологической культуры студентов в процессе межкультурной коммуникации на иностранном языке // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 47–74.

Сиротин А.С. Формирование гуманистических ценностей будущих специалистов природоохранной и аграрной отраслей средствами иностранного языка // Образовательный процесс. 2019. № 8. С. 20–27.

Попова Е.А. Формирование ценностных ориентаций у студентов-международников в курсе дисциплины «Иностранный язык» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6. С. 124–138.

Мизюрова Э.Ю. Формирование толерантности у обучающихся средствами иностранного языка // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12. С. 193–196.

Головушкина М.В., Воячек О.С. Нравственный аспект языкового образования будущих юристов (на материале английского языка) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 247–255.

Пестова Е.В. Концептуально-методологические основы личностно ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковых вузах // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4. С. 205–206.

Baldanova E.A. The role of the humanities in the formation of specialist’s professional competence // Вестник Череповецкого государственного университета. Педагогические науки. 2018. № 3. С. 122–127.

Кропачева М.Л. Приобщение студентов медицинского вуза к этико-деонтологической культуре // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2011. № 2. С. 219–221.

Агеенко Н.В. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов к соблюдению норм профессиональной этики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2. С. 6–15.

Трофимова Г.С., Баева Т.А., Мушенко Е.В. Этико-деонтологическая подготовка студентов медицинского вуза на основе компетентностного подхода (на материале дисциплины «Иностранный язык») // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 191–199.

Макарова Т.Н. Развитие экологического сознания у студентов аграрного вуза в процессе обучения иностранному языку // Мир педагогики и психологии. 2018. № 4. С. 133–138.

Пуленко Г.А. Воспитание правового сознания студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 7. С. 165–170.

Шипанова Е.В. Формирование нравственного сознания студента – будущего инженера на занятиях по иностранному языку // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сборник статей. Самара: СГАСУ, 2015. С. 175–181.

Алейникова Д.В. Лингводидактическая стратегия освоения студентом межкультурного правового пространства // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 1. С. 73–79.

Яроцкая Л.В. «Диалог смыслов» в межкультурном правовом пространстве как актуальный объект освоения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 17. С. 204–211.

Kline R. Engineering case studies: bridging micro and macro ethics // IEEE Technology and Society Magazine. 2010. Vol. 29. № 4. Р. 16–19.

Branch W.T., George M. Reflection-based learning for professional ethical formation // AMA Journal of Ethics. 2017. Vol. 19. № 5. P. 349–356.

Опубликован
2020-06-23
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ