МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЛИМПИАДНОЙ СРЕДЕ

  • Наумкин Николай Иванович Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность, образовательная среда, олимпиадная образовательная среда

Аннотация

Инновационная инженерная деятельность (ИИД), как творческая продуктивная деятельность, всегда была и остается основой обеспечения технического прогресса общества, а инновационная подготовка – одной из приоритетных задач вузов. В статье предлагается решить эту задачу за счет формирования творческих, деятельностных, мотивационных, психологических и других компонентов компетентности в инновационной инженерной деятельности (КИИД) при обучении в олимпиадной среде. Цель исследования – повышение эффективности подготовки студентов к ИИД. Актуализировано сложившееся в педагогической практике представление об образовательной среде и сформулировано понятие инновационно ориентированной олимпиадной образовательной среды (ООС) как системы взаимодействующих субъектов и объектов образовательной деятельности в условиях олимпиадного движения. Разработана модель ООС, включающая мотивационно-целевой, структурный, организационно-содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-оценочный компоненты. В качестве субстрата этой модели выступает единичный олимпиадный цикл, объектом которого является олимпиадная задача. Для реализации цикла в ООС была разработана субмодель методики обучения ИИД в рамках одного отдельно взятого такого цикла. Она включает все перечисленные компоненты модели ООС, опирается на их содержание, использует ее научно-методические подходы к обучению, методы и дидактические принципы обучения и реализуется посредством 10 внутриэтапных и 5 межэтапных шагов. Представлены основные результаты обучения в описанной среде, подтверждающие ее высокую эффективность.

Биография автора

Наумкин Николай Иванович, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Основы конструирования механизмов и машин»

Литература

Наумкин Н.И., Ломаткин А.Н., Рожков Д.А., Кручинкин Д.С., Иншаков В.А. Разработка педагогической модели методической системы подготовки студентов вузов к инновационной деятельности при обучении интегрированным дисциплинам // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10. С. 153–157.

Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н., Квитко С.И., Ломаткина М.В., Купряшкин В.Ф., Коровина И.В. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 4. С. 568–586.

Линенко О.А. Категория «инженерная деятельность» и профессионально-психологический портрет личности инженера // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 10–16.

Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления компетентности инженера в области менеджмента интеллектуальной собственности // Высшее образование сегодня. 2010. № 10. С. 27–29.

Бабикова А.В., Федотова А.Ю., Шевченко И.К. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в инновационной экономике // Инженерный вестник Дона. 2011. № 2. С. 195–204.

Тулупова О.В., Лешер В.Ю. Направления развития инженерной деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.С. 384–391.

Лощилова М.А., Портнягина Е.В. Применение современных педагогических технологий в профессиональной подготовке инженерных кадров // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 482–489.

Шишелова Т.И., Коновалов Н.П., Павлова Т.О., Чувашов Н.Ф. Результативность метода сквозного проектирования на кафедре физики ИРНИТУ // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 111–119.

Hmina K., Sallaou M., Arbaoui A., Lasri L. A preliminary design innovation aidmethodology basedon energy analysis and TRIZ tools exploitation // International Journal of Interactive Design and Manufacturing – IJIDEM. 2018. Vol. 12. № 3. P. 919–928.

Калинина Л.Н. Предметная олимпиада как средство формирования профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль «Технология») в области конструирования и моделирования швейных изделий // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019. № 1. С. 121–128.

Куламихина И.В., Есмурзаева Ж.Б., Марус М.Л., Пестова Е.В. Модель деятельности преподавателей вуза по организации внеаудиторной работы обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 150–160.

Руднев В.В., Аксенова Л.Н., Хасанова М.Л. Олимпиада как один из способов инновационной деятельности обучающихся в вузе // Инновационная наука. 2017. № 10. С. 77–79.

Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 545–548.

Головлева С.М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 18–22.

Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.

Пучков Н.П., Попов А.И. К вопросу проектирования образовательной среды вуза, ориентированной на формирование творческих компетенций выпускников // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2008. Т. 14. № 4. С. 988–1001.

Попов А.И., Поляков Д.В. Олимпиадный квест как педагогическая инновация в системе непрерывного образования в области информационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2. С. 129–132.

Попов А.И., Пучков Н.П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 6. С. 65–71.

Наумкин Н.И., Кильмяшкин Е.А., Купряшкин В.Ф. Научно-методические основы организации и проведения всероссийских студенческих конкурсов на примере конкурса по механизации сельского хозяйства. Саранск: Мордов. ун-т, 2013. 76 с.

Наумкин Н.И., Котин А.В., Купряшкин В.Ф., Грошева Е.П., Пяткин Н.П. Эффект агроинженерных олимпиад // Сельский механизатор. 2015. № 8. С. 2–4.

Опубликован
2020-06-23
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ