ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ МИНИМУМЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

  • Мария Николаевна Семенистая Михайловская военная артиллерийская академия
Ключевые слова: профессионально ориентированный лексический минимум, язык специальности, военная лексика, иностранные военнослужащие, уровни владения русским языком как иностранным, принципы отбора лексики, предвузовская подготовка

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования профессионально ориентированных лексических минимумов элементарного, базового и первого сертифицированного уровней, предназначенных для иностранных военнослужащих-артиллеристов. Анализ научной, учебно-методической и справочной литературы по русскому языку как иностранному позволяет говорить об отсутствии лексических минимумов, предназначенных иностранным слушателям и курсантам, что обусловливает актуальность темы исследования. Отсутствие современной типовой программы обучения иностранных военнослужащих на подготовительном курсе, а также указаний в руководящих документах диктуют необходимость описать основные принципы и критерии отбора лексического материала, а также его распределения по уровням владения русским языком.

Автором были сформированы репрезентативные корпусы текстов по специальности, источниками которых послужили боевые уставы, учебные пособия по тактике, стрельбе, ракетно-артиллерийскому вооружению, военные словари и энциклопедии. С целью выборки первичного словника отобранные тексты были обработаны с помощью программы подсчета общего количества слов и их сортировки. Для формирования и структуризации итогового словника были определены и описаны основные принципы отбора военной лексики: частотность употребления, важность выражаемого словом понятия, тематическая отнесенность слова, коммуникативная ценность, парадигматические, синтагматические и словообразовательные отношения между словами. На основе анализа руководящих документов, а также метода экспертной оценки был определен количественный состав минимумов элементарного, базового и первого сертификационного уровней.

Новизна работы заключается в определении количества лексических единиц, входящих в профессионально ориентированные лексические минимумы, предназначенные для иностранных военнослужащих-артиллеристов, и определении принципов отбора лексических единиц.

Биография автора

Мария Николаевна Семенистая, Михайловская военная артиллерийская академия

старший преподаватель кафедры русского языка

Литература

1. Азимов Э.Г. Современный словарь методических терминов и понятий. М.: Русский язык, 2018. 495 с.
2. Андрюшина Н.П., Козлова Т.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2015. 80 с.
3. Андрюшина Н.П. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2019. 116 c.
4. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Клобукова Л.П., Норейко Л.Н., Одинцова И.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2019. 200 c.
5. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2019. 128 c.
6. Тарасова Е.Н. Учет профиля обучения в организации профессионально-педагогического общения на занятиях по РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 1715–1720.
7. Боевой устав артиллерии. Часть 2. Дивизион, батарея, взвод, отделение. М.: МО РФ, 2013. 578 с.
8. Боевой устав Сухопутных войск. Часть 2. Батальон, рота. М.: МО РФ, 2019. 752 с.
9. Тактика. Часть 2. Боевые действия артиллерийских подразделений. СПб.: МВАА, 2015. 338 с.
10. Правила стрельбы и управления огнем. СПб.: МВАА, 2011. 310 с.
11. Сытин Л.Е. Самое современное оружие и боевая техника. М.: АСТ, 2019. 512 с.
12. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2007. 832 с.
13. Рогозин Д.О. Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь. Книга первая. М.: Вече, 2017. 640 с.
14. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М.: Русский язык, 2015. 784 c.
15. Бабай Н.Г., Козлова Р.К. Витязь. М.: Русский язык, 1990. 254 с.
16. Левицкая Н.В., Луганска Л.Н., Лаврова К.И. Русский язык. М.: Воениздат, 1982. 416 с.
17. Краснова А.А., Меркулова Т.В., Мефодьева И.М. Спутник-1. М.: Русский язык, 1994. 470 с.
18. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. СПб.: Златоуст, 2001. 28 с.
19. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. СПб.: Златоуст, 2001. 32 с.
20. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2009. 32 с.
21. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень. СПб.: Златоуст, 2000. 56 с.
22. Сборник типовых учебных программ по русскому языку для обучения иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях МО РФ на подготовительных и основных курсах. М.: Русский язык, 1996. 222 с.
23. Семенистая М.Н. Лексический минимум по языку специальности для иностранных военнослужащих. Элементарный уровень. Базовый уровень. СПб.: МВАА, 2017. 53 с.
24. Семенистая М.Н. Лексический минимум по языку специальности для иностранных военнослужащих. Первый сертификационный уровень. СПб.: МВАА, 2018. 96 с.
Опубликован
2019-12-27
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ