ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

  • Эльвиза Нуриевна Абильтарова
Ключевые слова: профессиональная подготовка, специалист по охране труда, культура безопасности, высшее образование

Аннотация

В статье приведен теоретический анализ публикаций, посвященных проблеме профессиональной подготовки специалистов по охране труда. Определено, что основной причиной возникновения нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является несовершенство системы управления охраной труда, ответственность за разработку, создание и внедрение которой возлагается на специалиста по охране труда. Установлено, что вопросы профессиональной подготовки специалистов по охране труда имеют особую актуальность. Целью статьи является анализ состояния подготовки специалистов по охране труда в Крымском регионе, определение существующих проблем и путей их разрешения. В работе применены следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация и систематизация научных работ, практический опыт.

Показан опыт кафедры охраны труда в машиностроении и социальной сфере Крымского инженерно-педагогического университета в области профессиональной подготовки специалистов по охране труда. Обоснована необходимость подготовки специалистов по направлению «Техносферная безопасность» для Крымского региона в рамках принятия профессионального стандарта. Обозначены существующие проблемы подготовки специалистов по охране труда, среди которых выделены следующие: сокращение выпуска специалистов по охране труда; оторванность образовательных программ от реальных потребностей работодателей; поиск баз производственных практик; низкие показатели имиджа профессии; отсутствие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Охрана труда».  

Установлено, что система профессиональной подготовки специалистов в области охраны труда требует модернизации системы образования. Сделан вывод о том, что важным аспектом совершенствования подготовки специалистов по охране труда выступает формирование у них культуры безопасности профессиональной деятельности, а также проведение с ними профориентационной работы с целью улучшения имиджа профессии.

Литература

1. Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2007. № 3. С. 33–40.
2. Сведения о причинах несчастных случаев с тяжкими последствиями в РФ // Минтруд России. Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда. URL: eisot.rosmintrud.ru/index.php/monitoring-uslovij-i-okhrany-truda.
3. Пушенко С.Л., Соколова Г.Н., Финоченко Т.А. Особенности подготовки специалистов по направлению «Техносферная безопасность» в новых условиях // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 3. С. 5–9.
4. Феоктистова О.Г., Феоктистова Т.Г. Особенности подготовки специалистов в области производственной безопасности в современных условиях // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2016. № 225. С. 173–178.
5. Сердюк В.С., Ушаков И.В. Государственная политика в отношении компетентности специалистов по охране труда // Динамика систем, механизмов и машин. 2012. № 3. С. 349–350.
6. Чемезов Е.Н. Подготовка кадров по техносферной безопасности в Северо-восточном федеральном университете им. М.К. Амоссова // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № 57. С. 310–313.
7. Жилин О.И. Пути совершенствования системы обучения руководителей и специалистов по охране труда // Энергобезопасность и охрана труда. 2013. № 2. С. 5–9.
8. Семейкин А.Ю., Хомченко Ю.В. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов по направлению «Техносферная безопасность» за счет внедрения в учебный процесс автоматизированных систем мониторинга условий труда // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 15–21.
9. Вавилова Л.Н. Непрерывная профессиональная подготовка специалистов по охране труда в аспекте технологии повышения эффективности обучения // Интеграция образования. 2005. № 3. С. 53–56.
10. Синельникова Н.А., Демин В.И., Соловьева Ж.П. Об особенностях подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2016. № 15. С. 229–236.
11. Эглите М.Э., Ресте Е.Д., Ванадзиньш И.А., Цируле И.Г., Матисане Л.В., Баке М.Я., Спруджа Д.Р., Мартинсоне И.Ю., Гринберга С.О. Оценка подготовки кадров для охраны труда в Латвии // Медицина труда и промышленная экология. 2012. № 3. С. 41–45.
12. Новиков Н.Н., Прокудин В.А. Зарубежный опыт подготовки студентов-выпускников к тому, чтобы стать специалистами в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 4. С. 67–77.
13. Березуцький В.В. Європейський підхід до підготовки спеціалістів з охорони праці // Вісник НТУ «ХПІ». 2015. № 21. С. 155–163.
14. Зацарный В.В. Подготовка специалистов в области охраны труда в Украине // Вестник Харьковского национального автомобильного-дорожного университета. 2012. № 59. С. 033–037.
15. Белан С.В., Рыбалова О.В. Опыт подготовки специалистов и выполнение ими дипломных работ по специальности «Охрана труда» // Вестник Харьковского национального автомобильного-дорожного университета. 2012. № 59. С. 251–254.
16. Коваленко О.Е., Тріщ Р.М. Професійна підготовка майбутніх інжнерів-педагогів у галузі охорони праці та системи безперервної освіти // Проблеми інженерно-педагогічної освіти. 2010. № 26-27. С. 163–169.
17. Бекиров Р.Н. 10 лет подготовки инженеров по охране труда // Теория и практика совершенствования машин: проблемы и перспективы: материалы Всеукраинской научно-практической конференции. Симферополь: РВУЗ КИПУ, 2011. С. 6–7.
18. Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2016 г. // Минтруд России. Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда. URL: eisot.rosmintrud.ru/monitoring-uslovij-i-okhrany-truda.
19. Климова Е.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов по охране труда // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: материалы VII Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Великой Победы. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2015. С. 212–216.
20. Учебный план по программе бакалавриата направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность профилю подготовки «Безопасность технологических процессов» // Крымский инженерно-педагогический університет. URL: kipu-rc.ru/oop/2018/200301BTP/new/Ucheb_plan_20.03.01_TB_18.pdf.
21. Корж В. Совершенствование системы подготовки специалистов в области охраны труда – важное звено модернизации СУОТ // Справочник специалиста по охране труда. 2013. № 6. URL: trudcontrol.ru/press/publications/6318/sovershenstvovanie-sistemi-podgotovki-specialistov-v-oblasti-ohrani-truda-vazhnoe-zveno-modernizacii-suot.
22. Рябова В.Е. О совершенствовании обучения по охране труда // Охрана и экономика труда. 2013. № 3. С. 74–78.
Опубликован
2019-09-30
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ