ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ В КАЛИНИНГРАДСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1950–60-Е ГОДЫ

  • Ирина Павловна Корнева Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Ключевые слова: Калининградский государственный педагогический институт, история физического образования, специалисты широкого профиля, учебный процесс, учителя физики

Аннотация

В настоящее время в условиях меняющейся социально-экономической ситуации при решении актуальных задач в образовании будет полезно использование опыта регионального педагогического вуза. В этой связи историко-педагогические исследования проблем образования, которым посвящена работа, вызывают повышенный интерес.

В статье обсуждаются особенности подготовки специалистов широкого профиля при обучении учителей физики в Калининградском государственном педагогическом институте в 1950–60-е годы. Показана роль преподавателей кафедры физики педагогического института в реорганизации учебного процесса в связи с переходом на новые учебные планы. Описаны причины, вследствие которых сотрудники кафедры физики испытывали значительные затруднения в работе. Отмечена работа преподавателей по организации и оснащению оборудованием новых лабораторий и мастерских. Представлены данные об организации кружковой работы студентов в институте в связи с переходом к подготовке специалистов широкого профиля. Проанализированы меры, предпринятые сотрудниками института, по сближению с промышленностью согласно требованиям политехнического обучения. Уделено внимание вопросам экспериментальной подготовки студентов-физиков. Проанализированы мероприятия, в которых участвовали преподаватели кафедры физики для совершенствования ведения методической работы в пединституте с целью улучшения подготовки выпускников физического отделения факультета. Описаны причины, вследствие которых Калининградский государственный педагогический институт вернулся к подготовке специалистов узкого профиля в 1963 году. Сделаны выводы, что из-за отказа от широкопрофильной подготовки учителей значительно упростился учебный план, у студентов освободилось время для занятия самостоятельной работой, преподавательская работа стала вестись более качественно.

Биография автора

Ирина Павловна Корнева, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

кандидат технических наук, доцент, профессор секции прикладной физики

Литература

Костяшов Ю.В., Гальцова С.П., Гедима А.Н., Клемешева М.А., Матюшина Ю.И., Попадин А.Н., Резуев К.В., Ткачик Л.Н., Цапенко А.А., Чумаков А.Д., Ярцев А.А. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев: Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах. 3-е изд., доп. и испр. Калининград: Калининградская книга, 2018. 363 с.

Курганский А.А. Создание базы данных научно-педагогических сотрудников БФУ им. И. Канта с 1947 года до настоящего времени // Осенняя школа по гуманитарной информатике. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2017. С. 37–42.

Орлова М.М. Политическая культура студенчества в контексте регио-нальных особенностей университетской системы России (на примере Калининградской области) // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 3. С. 133–139.

Сергеева С.В., Козлова Е.В. Историко-педагогическое исследование: системный подход, принципы, методы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 992–999.

Корнева И.П. Физическое образование в региональном университете как предмет историко-педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 89–97.

Баранова Е.В., Курганский А.А. Процесс формирования профессорско-преподавательского коллектива Калининградского педагогического института (1948 – 1950-е годы) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 76–86.

Бордонская Л.А., Потапов Г.А., Старостина С.Е. Подготовка кадров в области физико-математического образования: страницы истории физико-математического факультета (1938–2012) // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 13. № 5. С. 135–145.

Шишкина М.Н. Становление физического образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2010. № 122. С. 133–145.

Яковлев В.И. Из истории физико-математического факультета ПГУ (1916–1960) // Вестник Пермского университета. 2010. № 3. С. 4–14.

Коршунов С.В., Караваева Е.В., Попова Е.П. Профилирование и специализация подготовки кадров для инновационной экономики // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 10–23.

Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 278 с.

Приказ Министра высшего образования СССР от 09.09.1954 г. № 975 на основе решения СМ СССР и ЦК КПСС от 30.08.1954 г. «Об улучшении качества подготовки специалистов высшей и средней квалификации» // Консультант-плюс: справочно-правовая система. URL: consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=543#019884646001144013.

Корнева И.П. Политехническое обучение в рамках подготовки учителей физики в Калининградском педагогическом институте // Вестник научных конференций. 2019. № 7-2. С. 55–56.

Отчет о работе института за 1956–57 учебный год // Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Опись 1, дело 83.

Отчет о работе института за 1957–58 учебный год // Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Опись 1, дело 105.

Молчанов Н. Повышать качество подготовки молодых учителей // Калининградская правда. 1957. 9 февраля (№ 28). С. 2–3.

Отчет о работе кафедры физики за 1959–60 учебный год // Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Опись 1, дело 184.

Солин Б. Укрепляется связь со школами // Калининградская правда. 1960. 6 сентября (№ 211). С. 2–3.

Отчет о работе кафедры физики за 1961–62 учебный год // Государственный архив Калининградской области. Ф. Р-65 (Калининградский государственный педагогический институт). Опись 1, дело 253.

Российский государственный университет имени Иммануила Канта. История и современность / отв. ред. А.П. Клемешев. 2-е изд., исправ. и доп. Калининград: РГУ имени И. Канта, 2008. 440 с.

Опубликован
2019-12-27
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ