САМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

  • Ася Суреновна Берберян Российско-Армянский (Славянский) университет
  • Евгения Сергеевна Романова Московский городской педагогический университет
  • Ольга Алексеевна Корнилова Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Ключевые слова: самопонимание, самосознание, самосознание молодежи, этническая идентичность, этническая принадлежность, типы этнической идентичности, студенческая молодежь

Аннотация

В статье рассматривается понятие «национальная идентичность» как конструкт, акцентирующий субъектную сторону национальной принадлежности, вовлеченность человека в социокультурные и политические процессы. Данный аспект предполагает изучение народа в качестве предикативной стороны личностной самотождественности, выявление представлений о своей стране, этносе, чувства принадлежности к своей стране, народу. Актуальность исследования определяется важностью анализа исторического опыта, особенно опыта переживания критических, роковых событий истории, определяющих осознание принадлежности к своему народу как единой гражданской общности, переосмысления прошлого и включения его в оценку настоящего. Цель исследования – изучение самопонимания этнической идентичности студенческой молодежи как сущностной характеристики ее самосознания, связанной с осмыслением этнической принадлежности.

Использованы следующие методики исследования: «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (автор Н.М. Лебедева), «Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью» (автор Н.М. Лебедева), «Типы этнической идентичности» (авторы Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Представлены результаты исследования формирования самопонимания личностью этнической идентичности. На основе проведенного эмпирического исследования сделано заключение о том, что выраженность этнической идентичности, чувств, связанных с этнической принадлежностью, является свидетельством самопонимания и наиболее константной характеристикой самосознания человека, так как национальная идентичность формируется в процессе осмысления собственной истории, своего нынешнего состояния и возможных и желаемых перспектив в контексте представлений об этнокультурной идентичности. Полученные результаты позитивной этнической идентичности респондентов свидетельствуют об осознании ими принадлежности к определенному народу, что является сущностной характеристикой их самосознания.

Биографии авторов

Ася Суреновна Берберян, Российско-Армянский (Славянский) университет

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии

Евгения Сергеевна Романова, Московский городской педагогический университет

доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений

Ольга Алексеевна Корнилова, Самарский филиал Московского городского педагогического университета

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и прикладной психологии

Литература

Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 331 с.

Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2017. 302 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

Роджерс К.Р. Несколько важных открытий гуманистической и трансперсональной психологии. М.: АСТ, 2000. 592 с.

Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной диаспоре // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 178–196.

Лисина М. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.

Семененко И.С. Нация, национализм, национальная идентичность: новые ракурсы научного дискурса // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 11. С. 91–102.

Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 208–242.

Берберян А.С., Тучина О.Р. Нормативно-ценностная составляющая самопонимания этнокультурной идентичности в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2015. № 6. С. 110–122.

Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование национальной идентичности и исторического опыта личности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 2. С. 190–214.

Знаков В.В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 3. С. 65–74.

Берберян А.С., Берберян Э.С. Этнопсихологические аспекты смысложизненных и ценностных ориентаций студенческой молодежи // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 103–116.

Meinecke F. Akademischer Lehrer und emigrierte Schuler: Briefe und Aufzeichnungen 1910–1977. Munchen: Oldenbourg, 2006. 514 p.

Тульчинский Г.Л. Национальная идентичность и социально-культурные технологии её формирования // Философские науки. 2011. № 7. С. 23–28.

Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 297–307.

Рыжова С.В. Доверие и межэтническая толерантность. Исследование в Москве и регионах России // Этносоциология вчера и сегодня. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2016. С. 412–416.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 10–41.

Ericson E.H. Identity, youth and crisis. London: Faber and Faber, 1968. 228 p.

Marcia J.E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. New York: John Wiley, 1980. P. 109–137.

Гришина А.В., Зеленов А.А., Лунин С.Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов принимающего населения. М.: Кредо, 2016. 26 с.

Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: Высшая школа экономики, 2011. 22 с.

Опубликован
2019-06-26
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ