МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

  • Борис Георгиевич Солдатов Донской государственный технический университет
  • Наталья Викторовна Солдатова Ростовский филиал Российской таможенной академии
Ключевые слова: неязыковой вуз, иностранный язык, моделирование профессиональной деятельности, интенсификация процесса обучения, профессиональный кругозор, коммуникативная компетенция, интегрированные занятия, совместная работа со студентами, методы активного обучения

Аннотация

Модульная система дисциплины «Иностранный язык», которая характеризуется целенаправленностью, проблемным изложением материалов рабочей программы, проектными заданиями и является одним из принципов компетентностно-ориентированного образования, ставит перед преподавателями иностранных языков задачу организовать совместную работу со студентами, применять методы активного обучения, моделирующие ситуации профессионального общения, способствующие овладению коммуникативными навыками в области иностранного языка и получению дополнительных профессиональных знаний.

В статье рассматривается технология моделирования профессиональной деятельности на примере интегрированного занятия и кейс-метода, которая ориентирована на формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей, расширение профессионального кругозора, формирование навыков работы в группе, развитие межкультурной коммуникации. Интегрированные занятия по иностранному языку с участием преподавателей профилирующих кафедр рассматриваются авторами статьи как средство интенсификации процесса освоения знаний в профессиональной и языковой сферах деятельности, а также формирования профессиональной культуры студентов, адаптации к новым профессиям, выработки энциклопедического взгляда на современный мир. Авторы отмечают, что для моделирования профессиональной деятельности при изучении иностранного языка необходимо создать единое пространство интегрированной деятельности и обеспечения сформированности компетенции в профессиональной и языковой сферах, а также сосредоточить внимание студентов на понимании особенностей коммуникации на иностранном языке для решения профессиональных задач. При моделировании профессиональной деятельности необходимо соблюдать условие одновременности обучения иностранному языку и развития речи.

Биографии авторов

Борис Георгиевич Солдатов, Донской государственный технический университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Мировые языки и культуры»

Наталья Викторовна Солдатова, Ростовский филиал Российской таможенной академии

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Евдокимова М.Г. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе как система // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2013. № 12. С. 49–58.

Шакирова А.А. Принципы обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 37–44.

Гоголева З.Х. Основы дифференциации обучения иностранному языку в вузе // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Вып. 15. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. С. 1179–1184.

Тереханова П.С. Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога // Молодой учёный. 2015. № 11. С. 1490–1492.

Казакова О.П. Факторы дифференциации методик обучения иностранным языкам для специальных целей // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С. 40–45.

Каргина Е.М. Анализ направлений интенсификации процесса обучения иностранным языкам // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1-1. С. 49–52.

Revyakina N., Soldatov B., Soldatova N. Developing Linguistically and Culturally Diverse Students Competence: Research and Teaching Practice. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 72 p.

Павлова О.В., Филипченко С.В. Вопросы формирования профессионально-этической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов VIII Международной конференции. Саратов: Наука, 2016. С. 449–455.

Алексанян А.В., Арустамян А.В. Профессионально-ориентированное обучение РКИ на основе метода кейс-стади // Символ науки. 2015. № 5. С. 178–182.

Егенисова А.К., Дуйсенбаева А. Использование метода кейс-стади в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 129–132.

Бессуднов В.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 5. С. 73–76.

Солиева М.Н. Роль инновационных технологий в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 668–669.

Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В. Юридическое образование в России: кейс-метод как способ формирования правовой культуры // Правовая культура. 2018. № 1. С. 113–120.

Афанасова Т.С. Современные технологии обучения иностранным языкам // Сборник статей и тезисов Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Минск: БГУ, 2018. С. 10–16.

Лысакова Л.А., Ким Л.С. Активизация и интенсификация процесса обучения на занятиях по иностранному языку // Научный альманах. 2016. № 1-2. С. 224–226.

Алексеева А.М. Система принципов проектирования цикла занятий по иностранному языку в профессиональном образовании // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-1. С. 66–70.

Попова А.С. Актуальные проблемы формирования правовой культуры // Экономика и социум. 2015. № 3-2. С. 610–616.

Батунова И.В. Процесс обучения иностранному (английскому) языку в неязыковых вузах // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-3. С. 25–27.

Гулакова М.В., Харченко Г.И. Проблема формирования проектной компетенции студентов вуза // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 3751–3755.

Солдатова Н.В., Солдатов Б.Г. Учебный процесс в высшей школе: профессионально-ориентированное обучение английскому языку // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. II. Ростов н/Д.: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2017. С. 357–364.

Опубликован
2019-06-26
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ