СИСТЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

  • Александра Георгиевна Ковалева Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Елена Евгеньевна Дымова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Ольга Вячеславовна Анчугова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Диляра Ильшатовна Курманова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Марина Викторовна Ткачева Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Дарья Геннадьевна Уткина Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Ключевые слова: междисциплинарные проекты, обучение иностранному языку, метод проектов, проектная деятельность, Уральский федеральный университет, УрФУ, ИРИТ-РтФ

Аннотация

В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг высшие учебные заведения стремятся стать научно-исследовательскими центрами, в которых помимо традиционных функций образования и науки осуществляется перенос знаний в практические области экономики и общества в целом, отвечая их запросам. Уральский федеральный университет делает ставку на проектное обучение. В статье дается обоснование необходимости создавать систему проектной деятельности с учетом междисциплинарных связей. Методика организации междисциплинарных проектов на иностранном языке опирается на положения компетентностного и личностно-деятельного подходов к обучению. Описанная система междисциплинарных проектов основана на классификации метода проектов с точки зрения участников проекта, времени реализации, принципов взаимодействия, способов координации и основных методов реализации. Исследование представляет междисциплинарные проекты для обучения иностранному языку как совокупность учебно-познавательных приемов и действий студентов в различных областях знаний, которые, в свою очередь, позволяют организовать самостоятельную работу студентов с использованием аутентичных источников в профессиональной сфере и предполагают презентацию полученных результатов на иностранном языке. В статье представлена модель поэтапной системы организации проектной работы студентов, начиная с командной работы над проектом в области выбранного направления подготовки на младших курсах в рамках внеаудиторной работы и заканчивая самостоятельной реализацией междисциплинарного проекта в соответствии с учебным планом на старших курсах.

Биографии авторов

Александра Георгиевна Ковалева, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и перевода

Елена Евгеньевна Дымова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода

Ольга Вячеславовна Анчугова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

аспирант, старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода

Диляра Ильшатовна Курманова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода

Марина Викторовна Ткачева, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода

Дарья Геннадьевна Уткина, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода

Литература

Абдуллаева Л.С., Самадова С.А., Махмурова М. Современные методы преподавания иностранных языков // Наука. Мысль. 2014. № 6. С. 34–37.

Агасиева И.Р. Необходимость использования интерактивных методов при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 55–58.

Болсуновская Л.М., Миронова В.Е., Искоркина А.А. Специфика проектной методики в процессе обучения иностранному языку студентов младших курсов неязыковых вузов (на примере национально исследовательского томского политехнического университета) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-3. С. 371–374.

Корниенко А.Н. Содержание профессионально-ориентированного обучения экономистов иностранному языку на основе метода проектов // Вестник алтайской науки. 2014. № 2-3. С. 110–115.

Полынская Ю.К. Использование метода проектов в обучении иностранному языку в системе высшего образования // Альманах современной науки и образования. 2011. № 10. C. 97–100.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. 186 с.

Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4–11.

Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3. С. 3–5.

Ковалева А.Г., Перевалова Т.А., Зарифуллина Д.П. Проблемное обучение и информационно-коммуникационные технологии в развитии познавательной активности студентов // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2017. № 4. С. 95–107.

Гришаева А.В. Использование формы смешанного обучения в преподавании иностранного языка студентам неязыковых специальных наук // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 70–74.

Полат Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: на примере английского языка : дис. … д-ра пед. наук. М., 1988. 551 с.

Афонина М.В. Метод проектов в работах зарубежных ученых // Эйдос: интернет-журнал. 2005. 30 мая. URL: eidos.ru/journal/2005/0530.htm.

Банарцева А.В. Компьютерные технологии в образовании // Альманах современной науки и образования. 2012. № 1. С. 108–109.

Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008. № 3. С. 73–75.

Зайнашева Г.Н., Малацион С.Ф. Проектные технологии в научно-исследовательской работе студентов // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 4. С. 114–119.

Багова Л.Л. Использование метода проектов в обучении студентов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 4. С. 25–27.

Собинова Л.А., Поздеева С.И. Комплекс упражнений по организации обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза с использованием электронного учебного пособия // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1. С. 86–91.

Стафеев С.К., Ольшевская А.В. Междисциплинарные образовательные проекты на стыке науки и искусства: опыт разработки и первые результаты // Инженерное образование. 2014. № 14. С. 48–53.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеев М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2005. 272 с.

Ковалева А.Г., Дымова Е.Е. Проектная деятельность студентов на иностранном языке с применением информационных технологий // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2. № 4. С. 139–142.

Ковалева А.Г., Дымова Е.Е., Курманова Д.И. Компетентностная модель студента для научно-исследовательской деятельности на иностранном языке в вузе // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2017. № 3. С. 98–108.

Опубликован
2019-06-26
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ