РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ)

  • Маргарита Константиновна Акимова Российский государственный гуманитарный университет
  • Светлана Владимировна Персиянцева Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: помогающее поведение, норма взаимности, норма социальной ответственности, публичные и анонимные типы помощи, ситуация оказания помощи, ситуация благотворительности

Аннотация

В статье исследуются типы помогающего поведения по ряду категорий: внешние условия, социальные нормы. Выделены типы зависимости от мотивации на разные социальные нормы: норму взаимности, норму социальной ответственности. Гипотезой научной работы является предположение, что существуют региональные различия в поведении людей, когда речь идет о ситуации помощи кому-либо (человеку, животному). В работе рассматривается отношение студентов, проживающих в разных регионах, к оказанию помощи непосредственно при встречи с нуждающимися в ней и отношение к благотворительности, участие в благотворительных акциях, стремление оказывать помощь анонимно. В эмпирическом исследовании участвовало 236 студентов из Москвы, Калуги, Орехово-Зуева. Возрастной диапазон студентов – от 18 до 27 лет (M=19,59; SD=1,34).

Целью исследования стало сравнение степени выраженности типов помощи (публичного, анонимного) у студентов столичного и региональных университетов. Под публичным типом подразумевается оказание помощи определенным людям или животным, с которыми в тех или иных ситуациях встретился индивид. Это помощь в ситуациях непосредственного взаимодействия, «глаза в глаза». В таких ситуациях нередко есть свидетели. К анонимному типу отнесены ситуации благотворительности, то есть обезличенное оказание помощи неизвестным людям, с которыми индивид не встречался непосредственно и о которых ему ничего не известно, кроме того, что они нуждаются в помощи. Часто это помощь через благотворительные фонды. Полученные данные свидетельствуют о различиях в помогающем поведении у студентов мегаполиса, областного центра и малого города.

Биографии авторов

Маргарита Константиновна Акимова, Российский государственный гуманитарный университет

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Общая психология и психодиагностика» Института психологии им. Л.С. Выготского

Светлана Владимировна Персиянцева, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология и психодиагностика» Института психологии им. Л.С. Выготского, ученый секретарь

Литература

Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология социальной активности молодежи: проблемы и риски. Саратов: Саратовский ун-т, 2012. 384 с.

Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.

Schwartz S.H., Howard J. A normative decision making model of altruism // Altruism and helping behavior. Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1981. P. 189–211.

Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

Акимова М.К., Горбачева Е.И., Козлова В.Т. Нормативная концепция диагностики индивидуальности // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования: сборник статей. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 630–654.

Горбачева Е.И. Нормативопринятие как основа вариативности практик социального взаимодействия у студенческой молодежи // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V международной научно-практической конференции. Иваново: Научный мир, 2018. С. 66–72.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. 860 с.

Ковалева Ю.В. Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12. С. 18–20.

Галстян О.А. Нравственные регуляторы социальной активности студенческой молодежи // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2018. № 2. С. 52–58.

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000. 277 с.

Berkowitz L.D., Harmon-Jones E. Toward an understanding of the determinants of anger // Emotion. 2004. Vol. 4. P. 107–130.

Горбачева Е.И. Избирательность в осуществлении практик социального взаимодействия у студентов в зависимости от уровня их умственного развития // Личность в пространстве и времени. 2018. № 7. С. 46–52.

Беркович Л. Агрессия: причины, последствие, контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 521 с.

Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 240 с.

Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 102–112.

Горбачева Е.И. Интерпретация студентами вуза морального конфликта в разных предметных контекстах социального взаимодействия // Личность в пространстве и времени. 2017. № 6. С. 72–78.

Горбачева Е.И., Мачехина Е.А. Проявления моральной компетентности в интерпретации задач социального взаимодействия с разным предметным контекстом // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход: сборник материалов международной конференции. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 378–386.

Горбачева Е.И. Индивидуальные варианты развития гражданской идентичности у молодых россиян // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей. М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2016. С. 31–37.

Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние субъективых оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 1. С. 89–98.

Акимова М.К., Персиянцева С.В. Горизонтальные и вертикальные связи социального взаимодействия // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2018. С. 50–56.

Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. С. 173–179.

Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011. 94 с.

Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Моск. ун-т, 1984. С. 82–91.

Парк Р., Баньковская С. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 3–12.

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. 3-е изд. СПб.: Питер, 2000. 335 с.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 192 с.

Опубликован
2019-06-26
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ