РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

  • Александр Анатольевич Карапузиков Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
Ключевые слова: ГПС МЧС России, высшие учебные заведения ГПС МЧС России, готовность к деятельности в экстремальных ситуациях, подготовка к деятельности в экстремальных ситуациях

Аннотация

В современных условиях формирование готовности курсантов вузов Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях является ведущей проблемой профильных высших учебных заведений, так как деятельность пожарного предполагает постоянное воздействие стресс-факторов, а также ситуаций неопределенности и риска. В рамках данной статьи проанализированы зарубежные и отечественные источники по проблеме исследования. Дан анализ понятий «экстремальная ситуация» и «готовность».

Экспериментальная работа по оценке результатов сформированности готовности к деятельности в экстремальных ситуациях курсантов специального вуза проходила в условиях образовательного процесса двух вузов ГПС МЧС России: ФГБОУ ВО «УрИГПС МЧС России» и ФГБОУ ВО «АГПС МЧС России». Критериями сформированности готовности послужили мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и эмоционально-волевой критерии, им дана краткая характеристика.

В рамках итогового этапа экспериментальной работы выявлено, что большинство курсантов перешли на продуктивный и продвинутый уровни сформированности готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях. В одной из четырех экспериментальных групп были реализованы все три педагогических условия и ожидаемо получены самые высокие результаты. Курсанты стали четко осознавать цели и задачи военно-служебной деятельности, проявляли стремление выполнять служебный долг, у них развилась ценностная ориентация на деятельность пожарного, они ориентируются в динамично изменяющейся обстановке, связанной с деятельностью в экстремальных ситуациях.

По всем выделенным нами критериям выявлена положительная динамика в формировании уровней готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях. Дальнейшая исследовательская работа по данному направлению связана с внедрением результатов исследования в образовательный процесс других вузов ГПС МЧС России.

Биография автора

Александр Анатольевич Карапузиков, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

преподаватель кафедры пожарной тактики и службы

Литература

Гузанов Б.Н., Пустовалова Е.И. Практико-ориентированный подход к подготовке специалистов ГПС МЧС России при изучении специальных дисциплин на основе применения компетентностных задач // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 9. С. 66–77.

Гузанов Б.Н., Пустовалова Е.И., Выгузова Е.В. Личностно-деятельностный подход в профессиональной подготовке курсантов вузов МЧС России // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 26–34.

Gowan E.M., Sloan J.A., Kirk R.C. Prepared for what? Addressing the disaster readiness gap beyond preparedness for survival // BMC Public Health. 2015. Vol. 15. № 1. P. 1139–1143.

Alosaimi F.D., Alawad H.S., Alamri A.K., Saeed A.I., Aljuaydi K.A., Alotaibi A.S., Alotaibi K.M., Alfaris E.A. Stress and coping among consultant physicians working in Saudi Arabia // Annals of Saudi medicine. 2018. Vol. 38. № 3. P. 214–224.

Rusconi F., Battaglioli E. Acute Stress-Induced Epigenetic Modulations and Their Potential Protective Role Toward Depression // Frontiers in molecular neuroscience. 2018. Vol. 11. P. 184–186.

Cheng H., Green A., Chapman B.P., Treglown L., Furnham A. Educational achievement and traits emotional stability and agreeableness as predictors of the occurrence of backache in adulthood // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 117. P. 205–209.

Petrides K.V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies // European Journal of Personality. 2001. Vol. 15. № 6. P. 425−448.

Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика. 2001. № 5. С. 23–29.

Рязанова Н.В. Экстремальные события и экстремальные ситуации: общие черты и отличительные признаки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 1. С. 143–147.

Данченко С.П. Педагогические проблемы повышения устойчивости психики учащихся в экстремальных ситуациях // Педагогика. 2017. № 2. С. 76–77.

Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Сунгурова Н.Л., Аль Масри И. Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера // Экспериментальная психология. 2016. T. 9. № 3. С. 81–90.

Савченков А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 22–40.

Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Salamatov A.A., Savchenkov A.V., Pakhtusova N.A. Analysis of gender differences in the professional identity indicators of pedagogical university students // Espacios. 2018. Vol. 39. P. 7–18.

Зимин П.А., Томилин А.Н. Формирование личностной готовности курсантов морского вуза к противодействию пиратам на море: сущность и определение // Современное образование в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 10–17.

Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Мысль, 1975. 120 с.

Мерлин B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развитие коллектива как фактор стабильности кадров // Прикладные проблемы психологии. М.: Наука, 1983. С. 24–39.

Крутецкий В.А. К вопросу о привычных формах поведения. М.: АПН СССР, 1957. 167 с.

Кугно Э.Э. Педагогические аспекты формирования готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 196–199.

Костромина С.Н. Справочник школьного психолога. М.: АСТ, 2012. 710 с.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 701 с.

Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» // Психология воли / Е.П. Ильин. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. С. 320–324.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 339 с.

Опубликован
2019-06-26
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ