ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГАРМОНИЧНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

  • Ирина Владимировна Костакова Тольяттинский государственный университет
  • Татьяна Анатольевна Бергис Тольяттинский государственный университет
Ключевые слова: самореализация личности, гармоничная самореализация личности студентов, духовно-нравственные детерминанты самореализации

Аннотация

Социально-экономическое и культурное развитие России напрямую связано с человеческим фактором, готовностью молодежи к самореализации в разных видах деятельности. С одной стороны, глобализация социокультурных процессов способствует росту возможностей для самореализации молодежи, а с другой стороны, вносит неопределенность и неустойчивость в систему нравственных ценностей и норм. Не всегда профессиональная и личностная самореализация студентов юношеского возраста опирается на духовно-нравственные ориентации и качества личности, что может приводить к негативным последствиям.

Проведено эмпирическое исследование самореализации личности у студентов в юношеском возрасте в период обучения в вузе, зафиксированы особенности проявления самореализации у студентов. Эмпирически определены взаимосвязи между системой духовно-нравственных компонентов и гармоничным уровнем проявления самореализации личности студентов юношеского возраста. Среди преобладающих показателей самореализации студентов юношеского возраста были выявлены компоненты креативности, интернальности, оптимистичности, осмысленности целей и ценностей самореализации, эгоцентрической направленности и конструктивности.

Определено, что самореализация личности у большинства студентов выборки соответствует адаптивному и инертному уровню развития. Эмпирически установлено, что гармоничная самореализация студентов положительно взаимосвязана с мотивами социальной значимости и полезности собственной деятельности, межличностными нравственными ориентациями доброжелательности, благородства и милосердия, сострадания и помощи; мировоззренческими духовно-нравственными представлениями о совокупности психического в человеке, о духовном потенциале, о саморазвитии конкретного человека и эволюции человечества; духовно-нравственными и духовно-волевыми качествами: эмпатичностью, доброжелательностью, ответственностью, уверенностью в себе, самокритичностью в нравственной самооценке своего поведения.

Биографии авторов

Ирина Владимировна Костакова, Тольяттинский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Татьяна Анатольевна Бергис, Тольяттинский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Литература

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Личность в эпоху перемен: сборник статей. М.: ИД ЯСК, 2018. С. 279–292.

Никитина Э.В. Специфика менталитетов народов Поволжья и Приуралья (татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев). Чебоксары: Чуваш. Ун-т, 2015. 200 с.

Канарш Г.Ю. Национально-психологические особенности в процессах модернизации // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 30–47.

Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 49–62.

Знаков В.В. Новые тенденции в исследовании психологии духовности // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 20–32.

Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Институт психологии РАН, 2013. 480 с.

Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Личность в эпоху перемен: сборник статей. М.: ИД ЯСК, 2018. С. 13–26.

Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Фолио, 2003. 160 с.

Adler A. Superiorityand Social Interest: A collection of later writings. New York: Viking Press, 1964. 218 р.

Jung C.G. Archetypes and the Collektive Unconsciolus. Princeton: Princeton university press, 1958. 287 р.

Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 11–33.

Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 156–177.

Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.

Костакова И.В. Психологические особенности самореализации личности студентов // Самореализация личности с ограниченными возможностями в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти: ТГУ, 2010. С. 155–160.

Кудинов С.И. Системные исследования самореализации личности. Тольятти: ТГУ, 2011. 235 с.

Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. New York: Litton Education Publishing, 1968. 240 p.

Frankl V. The Doctor and the Soul. New York: Knopf, 1955. 280 p.

Палык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 88–95.

Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 81–92.

Щукина М.А. Cтадия лиминальности в саморазвитии личности // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27. № 1. С. 45–51.

Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности. Тольятти: ТГУ, 2012. 270 с.

Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. № 2. С. 156–166.

Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций Современные исследования социальных проблем // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1. С. 3–26.

Опубликован
2019-03-23
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)