ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

  • Галина Александровна Виноградова Тольяттинский государственный университет
  • Сергей Михайлович Харитонов Тольяттинский государственный университет
Ключевые слова: педагог, мотивационно-потребностная сфера личности, профессиональная мотивация, синдром эмоционального выгорания личности (СЭВ)

Аннотация

На современном этапе развития общества система образования переживает этап активной модернизации, что, в свою очередь, предъявляет ряд новых требований к преподавателям, таких как компетентность в рамках своей сферы деятельности, педагогическое мастерство, а также заинтересованность и профессиональная мотивированность, максимальное включение в педагогический процесс и самореализация в новых условиях трудовой деятельности. Актуальность исследования взаимосвязи профессиональной мотивации и синдрома эмоционального выгорания педагогов обусловлена высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности.

В статье предпринята попытка поиска психологических условий предупреждения возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов. На основании результатов корреляционного анализа в качестве такого условия предлагается рассматривать профессиональную мотивацию личности.

В проведенном исследовании участвовали преподаватели общеобразовательных школ г. о. Тольятти в количестве 82 человек от 24 до 65 лет. Половое соотношение в выборке выражается в сочетании 62 женщин и 20 мужчин.

Полученные данные свидетельствуют о существовании достоверных прямых и обратных взаимосвязей между выраженностью таких явлений, как синдром эмоционального выгорания и мотивационно-потребностная сфера в педагогической деятельности преподавателей. Так, установка личности педагога в первую очередь на эгоизм, деньги способствует формированию и развитию синдрома эмоционального выгорания, его фаз и симптомов. Внешняя мотивация выбора и в последующем ее реализация в педагогической деятельности способствует тому, что у учителя формируются симптомы эмоционального выгорания. Чем выше у педагога мотивация достижения, тем в меньшей степени формируются симптомы эмоционального выгорания.

Биографии авторов

Галина Александровна Виноградова, Тольяттинский государственный университет

доктор психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Сергей Михайлович Харитонов, Тольяттинский государственный университет

магистрант кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Литература

Бабинцева Л.Н. Развитие социально-психологической компетентности как ресурс профилактики «эмоционального выгорания» у педагогов // Педагогический имидж. 2017. № 3. С. 118–125.

Жеребкина В.Ф., Сиврикова Н.В. Взаимосвязь эмоционального выгорания педагогов с их удовлетворенностью различными сторонами образовательного процесса // Вестник ВЭГУ. 2017. № 5. С. 60–67.

Горбушина А.В., Федосимова Д.А. Особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. 2017. № 8. С. 116–125.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90–101.

Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 2009. 278 с.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 517 с.

Джексон П. Импровизация в тренинге. СПб.: Питер, 2002. 256 с.

Saboori F., Pishghadam R. English Language Teachers’ Burnout Within the Cultural Dimensions Framework // Asia-Pacific education researcher. 2016. Vol. 25. № 4. P. 677–687.

Водопьянова Н.Е., Никифоров Г.С. Теоретические аспекты профилактики и коррекции профессионального выгорания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2013. № 2. С. 4–14.

Ghanizadeh A., Jahedizadeh S. EFL teachers’ teaching style, creativity, and burnout: A path analysis approach // Cogent Education. 2016. Vol. 3. P. 1–17.

Merida-Lopez S., Extremera N. Emotional intelligence and teacher burnout: A systematic review // International Journal of Educational Research. 2017. Vol. 85. P. 121–130.

Усманова М.Н., Бафаев М.М., Остонов Ш.Ш. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога // Наука. Мысль. 2014. № 10. С. 23–32.

Компан Е.Ю., Костина Н.В. Факторы формирования и развития синдрома профессионального угасания // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. Т. 4. С. 335–337.

Каяшева О.И. Перфекционизм как фактор развития синдрома эмоционального выгорания преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 4. С. 64–70.

Костин Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 40–44.

Катцова А.П. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в школах при больницах // Человеческий капитал. 2017. № 9. С. 98–102.

Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов // Дошкольная педагогика. 2010. № 10. С. 52–57.

Перепелкина Л.К. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. С. 121–124.

Черкашина Е.Ю., Высоцкая Н.В. Предварительные итоги исследования эмоционального выгорания педагогов высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 24–26.

Потемкина О.Ф., Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991. 164 с.

Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.

Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Курган: Курганский гос. ун-т, 2001. 210 с.

Опубликован
2019-03-23
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)