ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  • Галина Александровна Виноградова Тольяттинский государственный университет
  • Руфина Фанисовна Адбрахимова Тольяттинский государственный университет
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, ценностные ориентации, руководители образовательных учреждений

Аннотация

Статья посвящена изучению эмоционального выгорания руководителей образовательных учреждений и его взаимосвязи с личностными особенностями и ценностными ориентациями. Актуальность поднятой темы обусловлена возникающим противоречием между требуемой от руководителя активной самореализацией и отсутствием личностных ресурсов. Это способствует возникновению у руководителей образовательных учреждений устойчивых отрицательных эмоциональных состояний, выражающихся в перенапряжении, переутомлении. В выборку исследования вошли 40 человек – руководители образовательных учреждений г. о. Тольятти. В исследовании раскрываются личностные особенности руководителей образовательных учреждений, их ценностные ориентации и проводится анализ влияния на их эмоциональное выгорание. Было выявлено, что у трети респондентов, принимавших участие в исследовании, высокий уровень психоэмоционального напряжения и стресса, что, в свою очередь, провоцирует развитие отдельных симптомов эмоционального выгорания. К основным личностным особенностям, взаимосвязанным с эмоциональным выгоранием у исследуемой группы руководителей образовательных учреждений, относятся эмоциональная нестабильность, излишняя сдержанность, подозрительность, тревожность, низкая нормативность поведения и напряженность. Были обнаружены статистически значимые взаимосвязи между синдромом эмоционального выгорания у руководителей образовательных учреждений и терминальными и инструментальными ценностями, такими как жизненная мудрость, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, уважение окружающих и друзей, работа над собой, самосовершенствование, свобода, самостоятельность, хорошие отношения в семье, уверенность в себе, непримиримость к недостаткам, смелость в отстаивании своих взглядов, терпимость и эффективность в делах.

Биографии авторов

Галина Александровна Виноградова, Тольяттинский государственный университет

доктор психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Руфина Фанисовна Адбрахимова, Тольяттинский государственный университет

магистрант кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Литература

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 124 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016. 288 с.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.

Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. М.: Смысл, 2012. 570 с.

Рытенкова Ю.Н. Эмоциональное выгорание как психологическая проблема: методологический аспект // Наука и образование сегодня. 2018. № 2. С. 82–84.

Волкова Н.В., Долгих Д.Р. Эмоциональное выгорание: симптоматика, группы риска и стадии процесса // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем: сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 2017. С. 103–107.

Беляева Е.А., Рыжкова И.В. Эмоциональное выгорание: профессия и её влияние на стрессоустойчивость личности // Специалисты АПК нового поколения: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: ЦеСАин, 2018. С. 66–69.

Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999. 278 с.

Кравчук Н.Н. Эмоциональное выгорание сотрудников: выявление и методы лечения // Наука и практика регионов. 2017. № 3. С. 65–68.

Цуцунава М.Р. Эмоциональное выгорание – потерянный смысл в жизни // Специалист здравоохранения. 2016. № 10. С. 32–35.

Ларина А.Т. Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-4. С. 121–123.

Глущенко О.П., Петрова Н.В. Эмоциональное выгорание как детерминанта посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников полиции // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 3. С. 244–247.

Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Кунилова А.А. Эмоциональное выгорание педагогов как деформация личности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8-1. С. 106–110.

Филинберг И.Н., Васильева В.В., Косарева Е.И. Некоторые аспекты синдрома эмоционального выгорания преподавателей // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6. С. 66–69.

Полунина О.В. Увлечённость работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 78–85.

Бичурина Д.А. Деятельность руководителей и психическое выгорание – анализ научно-методологических подходов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 2. С. 169–173.

Анненкова Н.В. Компетенции и эмоциональное выгорание государственных гражданских служащих // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 185–186.

Абдурахманов Р.А., Глебская О.В. Инновации в образовании и эмоциональное выгорание педагогов // Психология обучения. 2018. № 11. С. 34–43.

Психодиагностика / под ред. А.Н. Кошелевой, В.В. Хороших. М.: Юрайт, 2018. 373 с.

Фломина М.В. Особенности ценностных ориентаций разных возрастных групп в России и Азербайджане // Вопросы Психологии. 2009. № 6. С. 71–

Опубликован
2019-03-23
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)