МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ОБЖ (8 КЛАСС) ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

  • Андрей Юрьевич Соболев Сахалинский государственный университет
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, система понятий, чрезвычайные ситуации техногенного характера, наглядное моделирование, ментальная карта, урок ОБЖ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования системы понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера на уроках при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В современном школьном образовании в области безопасности жизнедеятельности понятия чаще всего предоставляются учащимся в готовом виде, что отражается в низком уровне предметных знаний школьников, поскольку механическое заучивание понятий не способствует развитию активных мыслительных процессов. При этом в практике предметного обучения недостаточно представлены методические рекомендации по применению активных (интерактивных) методов и средств обучения при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющих актуализировать и интенсифицировать образовательный процесс и тем самым вовлечь школьников в активную познавательную деятельность.

Основной целью статьи стало раскрытие методики организации и проведения урока ОБЖ в 8 классе при помощи средств наглядного моделирования, применение которых направлено на формирование высокого уровня предметных знаний у школьников за счет использования различных графических объектов (знаков, картинок, символов, условных обозначений и пр.), цветовых оттенков, ассоциаций, связующих линий и т. д. Основу средств наглядного моделирования в представленной экспериментальной методике составили ментальные карты, отображающие структуру системы понятий, взаимосвязь понятий и их генезис.

Представлен пример разработанной экспериментальной методики урока с применением средств наглядного моделирования (ментальных карт) при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс). Рассмотрен план-конспект урока ОБЖ, в котором подробно раскрыт ход урока ОБЖ, а также продемонстрированы примеры сформированных ментальных карт, содержание которых наглядно отображает систему понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, в частности об авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.

Биография автора

Андрей Юрьевич Соболев, Сахалинский государственный университет

старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности

Литература

Белов С.В., Девисилов В.А. Российская концепция непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2005. № 4. С. 4–9.

Верещагина Н.О., Шаркова А.Ф. Формирование эколого-геологических понятий в системе дистанционного обучения MOODLE // География: инновации в науке и образовании: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции LXVI Герценовские чтения, посвященной 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 380–384.

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. 384 с.

Шаталов М.А. О некоторых особенностях методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в современной школе // Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Казань: Бук, 2017. С. 217–222.

Кунгурова Е.В. К вопросу формирования и развития экологических понятий в обучении школьников // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: материалы III Межрегиональной научно-практической конференции. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2013. С. 68–72.

Завалишин А.В. Социальный заказ в образовательной области безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2018. С. 35–38.

Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2-3. С. 569–573.

Соломин В.П., Станкевич П.В. Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: сборник материалов XV всероссийской научно-практической конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. С. 4–6.

Соломин В.П., Абрамова С.В., Станкевич П.В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы: научный журнал. 2015. № 3-1. С. 2–4.

Петров С.В. Актуальные направления развития преподавания безопасности жизнедеятельности // Научный поиск. 2015. № 2.1. С. 6–9.

Станкевич П.В., Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 246–250.

Гафнер В.В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // Вестник НЦБЖД. 2013. № 4. С. 32–38.

Козин А.Ю., Гафнер В.В. Инновационные педагогические подходы и технологии в системе обучения безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС: проблемы и их решение // Педагогика безопасности: наука и образование: сборник материалов международной научной конференции. Екатеринбург: УГПУ, 2017. С. 29–34.

Глуздов В.А., Николина В.В. Процессы глобализации и изменения в образовании // Приволжский научный журнал. 2009. № 4. С. 211–216.

Рыбакова А.А. Системно-деятельностный подход в обучении основам безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2016. С. 106–109.

Роговая О.Г. Новые задачи и возможности предметных методик в информационном обществе // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 3–6.

Арбузова А.А., Лутошкин В.О. Применение мультимедийных наглядных средств обучения // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017. С. 108–109.

Мельников Ю.Б. Понятие наглядной модели с позиций теории моделирования // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 62–70.

Симонова М.В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения // Научные исследования в образовании. 2008. № 6. С. 44–47.

Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н., Ульянова М.А. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа к линии УМК В.Н. Латчука. 5–9 классы. 4-е изд. М.: Дрофа, 2017. 102 с.

Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Академия, 2003. 272 с.

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. М.: Дрофа, 2013. 252 с.

Опубликован
2019-03-23
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ