ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

  • Анна Александровна Комарова Иркутский государственный университет
Ключевые слова: информационное мировоззрение, педагогическая модель, формирование информационного мировоззрения

Аннотация

Развитие информационного общества привело к возникновению новых понятий, характеризующих качества личности, необходимые для жизни в нем. Одним из таких качеств является информационное мировоззрение. Введение в подготовку будущего педагога дисциплин, отвечающих за информационное образование, способствует получению знаний, умений в информационной области, формированию информационной компетентности, однако для формирования информационного мировоззрения этого недостаточно. Этим обуславливается необходимость изучения данного процесса.

Одним из этапов изучения педагогического процесса является его моделирование. Построение педагогической модели позволит, во-первых, исследовать процесс до его начала, во-вторых, более детально организовать его, скорректировать и реализовать. Целью статьи является построение педагогической модели процесса непрерывного формирования информационного мировоззрения будущего педагога.

Для построения модели выделены дисциплины учебного плана, содержащие потенциал для формирования компонентов информационного мировоззрения; определены формы, методы и средства обучения; продуман входной, текущий и итоговый контроль уровня сформированности информационного мировоззрения будущего педагога.

Результатом исследования является структурно-функциональная модель, состоящая из четырех блоков: целевого (цель педагогического процесса: формирование информационного мировоззрения будущего педагога), содержательного, организационно-методического (формы, методы и средства обучения), рефлексивно-оценочного (виды и последовательность контроля). Содержательный блок включает в себя этапы формирования информационного мировоззрения, формируемые компоненты исследуемого качества, методологические подходы и дидактические принципы обучения. В блоке показана связь этапов формирования информационного мировоззрения и формируемых компонентов (аксиологического, когнитивного, деятельностно-практического).

Построенная педагогическая модель процесса формирования информационного мировоззрения будущего педагога отражает его сущностные характеристики и дает целостное представление о процессе.

Биография автора

Анна Александровна Комарова, Иркутский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике

Литература

Стёпин В.С., Гутнер Г.Б., Голдберг Ф.И. Моделирование // Гуманитарные технологии: аналитический портал. URL: gtmarket.ru/concepts/7025.

Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 136–140.

Гнатышина Е.В. Мировоззренческие аспекты информационной подготовки педагога профессионального обучения // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. С. 32–37.

Гнатышина Е.В. Некоторые аспекты формирования цифровой культуры будущего педагога в условиях внедрения инновационных образовательных технологий // Современное образование: опыт прошлого – взгляд в будущее: материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск: МИДиС, 2018. С. 145–147.

Левина С.А. Технологии управления массовым сознанием // Научные труды Северо-Западного института управления. 2016. Т. 7. № 3. С. 62–68.

Guslyakova A.V. Introducing a model of information integration in the present-day mass media // Наука и технологии. 2016. № 2. С. 166–181.

Забокрицкая Л.Д. Информационная культура современной молодежи: угрозы и вызовы виртуального социального пространства // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 114–123.

Kudashina V.L., Pustoselova K.S. Influence of cyberspace on the worldview formation of adolescents // Слово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры. 2017. № 13. С. 5–11.

Квашнина Д.А. Информационное общество как феномен и тенденции его развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-1. С. 100–102.

Гейхман Л.К., Клейман Э.И., Клейман Л.А. Пути решения современных проблем образования и воспитания личности в процессе становления информационного общества // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 1. С. 119–127.

Зайцева Н.В. Мировоззренческая основа профессионального образования // Социология и социальная работа в системе профессионального образования: материалы Международной научно-практической и методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгород: БУКЭП, 2014. С. 100–109.

Комарова А.А. К вопросу актуальности формирования информационного мировоззрения будущего педагога // Российская наука в современном мире: материалы XIX Международной научно-практической конференции. М.: Актуальность.РФ, 2018. С. 185–186.

Руденко Ю.А. Формирование информационного мировоззрения современного студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 69–71.

Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 46–54.

Полякова В.А. Мировоззренческий компонент информационной культуры педагога в обществе глобальной сетевой коммуникации // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2014. № 18. С. 97–104.

Горячова М.В. Моделирование педагогических процессов // Успехи современного естествознания. 2008. № 1. С. 59–60.

Боровицкая Л.В. Роль педагога в организации образования в рамках компетентностного подхода // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2. № 5. С. 99–101.

Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117–126.

Макаров А.В. Реализация компетентностного подхода при проектировании стандартов высшего образования поколения 3+ // Высшее техническое образование. 2017. Т. 1. № 1. С. 13–23.

Комарова А.А. Формирование информационного мировоззрения будущего педагога: степень изученности проблемы в современных исследованиях // Мир науки. 2018. № 6. С. 1–8.

Опубликован
2019-03-23
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ