ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА НА БАЗЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРА ATMEGA ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Евгений Олегович Биловол Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Вологды им. А.А. Завитухина
  • Ирина Николаевна Слободская Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  • Елена Евгеньевна Филипова Вологодский институт права и экономики ФСИН России
Ключевые слова: образовательные платформы, профильное обучение, платформа Arduino, лабораторный инструментарий, исследовательская и проектная деятельность, «Инженер будущего»

Аннотация

В рамках новых и дополняющихся ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) к современному уроку предъявляется ряд требований, часть из которых связана с метапредметностью и практической направленностью получаемых знаний, а также обучением учеников способам действий, работающим на опережение требований системы высшего профессионального образования и рынка труда. Одним из перспективных технических средств формирования рассматриваемых умений и навыков в старшей школе, на наш взгляд, выступает платформа Arduino и ее аналоги – микроконтроллеры на процессорах Atmega. В настоящее время применение платформ в образовательном процессе только начинает развиваться.

Отмечено, что в научно-методической литературе недостаточно работ, предлагающих методику обучения с комплексным применением платформ, содержащих разработанный набор практических апробированных работ, рассматривающих систему качественного освоения основ «умной» электроники в рамках физики и информатики, а также диагностических и контрольно-измерительных материалов, проверяющих сформированность полученных умений.

Рассмотрены возможности и выделены методические проблемы использования известной платформы Arduino в системе школьного образования, представлена авторская модель освоения платформ в образовательном процессе и описан опыт авторов по их применению, в том числе с целью реализации межпредметных связей.

Предложенная модель предназначена для образовательных программ профильного обучения по физико-математическому, химико-биологическому, информационно-технологическому направлениям и предусматривает три этапа внедрения на разных ступенях школьного обучения.

Биографии авторов

Евгений Олегович Биловол, Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Вологды им. А.А. Завитухина

учитель физики

Ирина Николаевна Слободская, Вологодский институт права и экономики ФСИН России

кандидат физико-математических наук, доцент, старший преподаватель кафедры информатики и математики

Елена Евгеньевна Филипова, Вологодский институт права и экономики ФСИН России

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и математики

Литература

Мониторинг образовательной робототехники и IT-образования г. Москвы. М.: АИР, 2017. 328 с.

Максимов П.В., Корнилов Ю.В. Применение ARDUINO в обучении прикладному программированию // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4. С. 461–463.

Петин В.А., Биняковский А.А. Практическая энциклопедия ARDUINO. М.: ДМК Пресс, 2017. 152 с.

Муромцев Д.И., Шматков В.Н. Интернет вещей: введение в программирование на Arduino. СПб.: Университет ИТМО, 2018. 36 с.

Ярнольд С. ARDUINO для начинающих. М.: ЭКСМО, 2017. 256 с.

Гладких Ю.П., Гопонов Ю.А., Елисеева О.О. Использование современных технических средств для привлечения интереса учащихся к информатике // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы III Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 236–237.

Ситников П.Л. Использование платформы ARDUINO в образовательной деятельности // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 1. С. 134–135.

Минкин А.В., Дерягин А.В., Ибатуллин Р.Р. Использование микроконтроллера Atmega32 на уроках физики // Современные проблемы науки и естествознания. 2014. № 3. С. 190–196.

Анташян Л.А. Использование ArduinoUNO на уроках технологии по разделаем «Электротехника» и «Технология творческой и опытнической деятельности» // Инновационное развитие современной науки: проблемы и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. М.: Мир науки, 2017. С. 171–175.

Фалалеева Л.Г. Образовательный набор «Амперка» // Педагогическое образование на Алтае. 2014. № 1. С. 109–111.

Чиганова Н.В., Назырова Э.Э. Элективный курс «Основы робототехники» для основной школы (6–7 классов) // Аллея Науки. 2018. Т. 4. № 3. С. 719–723.

Сенюшкин Н.С., Рожков К.Е., Ульянов И.Ю., Жеребило В.Ю. Основы обучения робототехники в школе как способ повышения качества инженерной подготовки // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 344–346.

Абдулгалимов Г.Л. Умная электроника на базе ARDUINO: курс для учителей робототехники // Образование и технологии. 2018. Т. 9. С. 242–243.

Ечмаева Г.А. Подготовка педагогических кадров в области образовательной робототехники // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 325–331.

Халвицкая О.Л., Розова Н.Б. Модель организации исследовательской деятельности школьников в процессе обучения физике // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Гуманитарные, общественные, педагогические науки. 2017. № 4. С. 88–91.

Розова Н.Б., Якимова Е.Б. Междисциплинарность образования в контексте компетентностного подхода // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Гуманитарные, общественные, педагогические науки. 2016. № 1. С. 107–110.

Васина О.В. К вопросу о формировании метапредметных компетенций на уроках физики в условиях реализации требований ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 45. С. 33–47.

Биловол Е.О., Халвицкая О.Л. Реализация профильной подготовки классов с использованием платформы Arduino // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 93–100.

Информатика и ИКТ. Демоверсии, спецификации, кодификаторы. Федеральный институт педагогических измерений // Федеральный институт педагогических измерений. URL: fipi.ru/ege-i-gve-11/demoveRsii-sPeciFikacii-kodiFikatoRy.

Ситников П.Л. Технологическая карта урока «Что такое микроконтроллер?» // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1. С. 153–156.

Опубликован
2019-03-23
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ