ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ (MOODLE) КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ «ИНДУСТРИИ 4.0»

  • Марина Рудольфовна Пяткова Южно-Уральский государственный университет
  • Валерия Александровна Конкина Южно-Уральский государственный университет
  • Мария Андреевна Гнедкова Южно-Уральский государственный университет
Ключевые слова: система управления обучением (LMS), педагогическая эффективность, концепция «Индустрии 4.0», модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle), образовательная среда, образовательные технологии, педагогические технологии

Аннотация

Появление концепции «Индустрии 4.0» оказало значительное влияние на развитие высшего образования и стимулировало возникновение новых эффективных технологий в обучении. Студенты активно используют различные информационные платформы, которые в современных условиях необходимы для получения знаний, умений и навыков. Потребность в разработке и совершенствовании новых методов обучения влечет за собой ряд проблем, связанных с использованием системы управления обучением (LMS), в частности, возникает сопротивление на уровне приверженности традиционным педагогическим технологиям. Так, становится актуальной тема адаптации преподавателей к осознанному использованию средств LMS с целью повышения педагогической эффективности. Целью исследования является анализ уровня эффективности педагогической деятельности работников высшей школы в контексте модульной объектно-ориентированной среды обучения (Moodle). Раскрыты особенности понятия педагогической эффективности в рамках концепции «Индустрии 4.0». Проанализированы педагогические условия среды обучения Moodle, а также реализация данных условий со стороны студента и преподавателя. Определено и обосновано влияние инструмента Moodle на педагогическую эффективность и профессиональную идентичность педагогических кадров. В рамках оценки педагогической эффективности предложен индекс реализации инновационных педагогических технологий. Приведены данные сравнительного анализа уровня эффективности преподавателей высшей школы, использующих в своей деятельности технологии LMS, и преподавателей высшей школы, не использующих их. Представлены анализы успеваемости студентов, уровня удовлетворенности обучением на курсе, уровня активности со стороны студентов.

Биографии авторов

Марина Рудольфовна Пяткова, Южно-Уральский государственный университет

старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом

Валерия Александровна Конкина, Южно-Уральский государственный университет

старший преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом

Мария Андреевна Гнедкова, Южно-Уральский государственный университет

преподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом

Литература

Kumar J.A., Al-Samarraie H. MOOCs in the Malaysian higher education institutions: The instructors perspectives // Reference Librarian. 2018. Vol. 59. № 3. P. 163–177.

Хусаинова А.А. Педагогические условия использования системы MOODLE в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2. С. 11–22.

Ifinedo P. Roles of perceived fit and perceived individual learning support in students’ weblogs continuance usage intention // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. № 1. P. 1–18.

Then M., Wallenborn B., Nussbaumer A., Fuchs M., Fuchs S., Hemmje M. Interfaces and services for integrating games and game components into competence based courses within learning management systems // IEEE Global Engineering Education Conference. 2018. Vol. 2018. P. 1787–1796.

Liagkou V., Stylios C. A trustworthy and privacy preserving model for online competence evaluation system // Advances in intelligent systems and computing. 2019. Vol. 761. P. 338–347.

Al-Samarraie H., Saeed N. A systematic review of cloud computing tools for collaborative learning: Opportunities and challenges to the blended-learning environment // Computers and Education. 2018. Vol. 124. P. 77–91.

Baragash R.S., Al-Samarraie H. An empirical study of the impact of multiple modes of delivery on student learning in a blended course // Reference Librarian. 2018. Vol. 59. № 3. P. 149–162.

Карманова Е.В. Особенности реализации смешанного обучения с использованием среды MOODLE // Информатика и образование. 2018. № 8. С. 43–50.

Бердичевский А.А. Оптимизация системы обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. 103 с.

Костромина Н.Н. Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 105–111.

Плотникова Н.А., Пичугина И.В. Эффективность педагогической деятельности в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 38. С. 74–77.

Халимова Н.М. Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. Т. 2. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 54–56.

Проблемы современной школы: сборник / сост. Р.Б. Вендровская. М.: Акад. пед. наук СССР, 1975. 159 с.

Казанович В.Г. Методические рекомендации по созданию, организации и проведению мониторинга качества образования в вузе. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 15 с.

Вишневская Л.П. Критерии педагогической эффективности личностноориентированных образовательных технологий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 11. С. 120–124.

Кравченко Г.В. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в среде Moodle // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 3-1. C. 59–63.

Chow J., Tse A., Armatas C. Comparing trained and untrained teachers on their use of LMS tools using the Rasch analysis // Computers and Education. 2018. Vol. 123. P. 124–137.

Фомичев Р.С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11. С. 98–103.

Рыманова И.Е. Использование среды MOODLE для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 11-2. С. 164–167.

Титова С.В. Инновационный педагогический менеджмент: методический комплекс. М.: АТиСО, 2008. 117 с.

Saw T., Win K.K., Aung Z.M.M., Oo M.S. Investigation of the use of learning management system (Moodle) in university of computer studies // Big Data Analysis and Deep Learning Applications. 2019. Vol. 744. P. 160–168.

Опубликован
2019-06-26
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ