ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ПОЛОВЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • Ирина Фаритовна Шиляева Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Ключевые слова: переживание одиночества, подростковый возраст, ношеский возраст, половые различия в переживании одиночества, возрастные особенности в переживании одиночества, уровень субъективного одиночества, преходящее одиночество, ситуативное одиночество, хроническое одиночество

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы одиночества в подростковом возрасте. Одиночество – одно их самых значимых переживаемых человеком состояний, проявляющееся по-разному на протяжении всей жизни. Подростковый возраст – возраст, когда впервые состояние одиночества осознается наиболее остро, поскольку происходит расширение и актуализация социальных потребностей: установление значимых межличностных отношений, накопление собственного социального опыта, расширение дружеских контактов, стремление быть признанным и причастным. Чувство одиночества в подростковом возрасте – сложный социально-психологический феномен, включающий различные типы переживаний. Негативные переживания, испытываемые подростками, могут существенно повлиять на ход социализации и формирования личности, причинно обуславливая социальную дезадаптацию. В связи с этим актуальным является раннее выявление причин одиночества, их диагностика и сравнительный анализ. Автором организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте. В качестве диагностического инструментария использовались методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона и «Опросник одиночества» Дж. Янга. В исследовании приняли участие учащиеся 9-х и 11-х классов. В сравнении с юношеским возрастом у подростков выявлен и статистически доказан более высокий уровень субъективного переживания одиночества, определена степень интенсивности переживания преходящего, ситуативного и хронического одиночества. Анализ половых различий в субъективном переживании ощущения одиночества у мальчиков и девочек в группе подростков показал достоверность различий. Таким образом, результаты исследования продемонстрировали своеобразие переживания одиночества подростками, подтвердили наличие возрастных и половых различий.

Биография автора

Ирина Фаритовна Шиляева, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

кандидат философских наук, заведующий кафедрой прикладной психологии и девиантологии

Литература

Вербицкая С.Л. От описания особенностей восприятия одиночества к его определению // Прикладная психология. 2001. № 5. С. 1–9.

Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Практическая психология. 2000. № 4. С. 28–36.

Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 114–128.

Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008. 424 с.

Пузанова Ж.В. Проблема одиночества: социологический аспект измерения. М.: РУДН, 2008. 189 с.

Юрченко М.А. Ценностные характеристики одиночества в контексте идей экзистенциализма ХХ века // Гуманитарные и социальные науки. 2007. № 6. С. 29–33.

Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 275–300.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2017. 336 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2017. 288 с.

Афушевич А.Р. Особенности переживания одиночества лицами пожилого возраста // Смальта. 2016. № 4. С. 9–11.

Рогова Е.Е. Взаимосвязь одиночества и карьерных ориентаций у старшеклассников // European Social Science Journal. 2016. № 12-2. С. 287–294.

Салахова А.Р. Взаимосвязь переживания одиночества и чувства вины у детей подросткового возраста // Теория и практика современной науки. 2017. № 5. С. 711–714.

Парамонова Ю.А., Лукашенко Т.А. Переживание одиночества подростками с разными характеристиками самоотношения // Синергия наук. 2017. № 13. С. 415–425.

Горбунова Е.С., Яничева Т.Г. Особенности переживания чувства одиночества у жителей мегаполиса // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2017. Т. 5. С. 5–12.

Дубровина С.В., Климонтова Т.А., Чепурко Ю.В. Специфика переживания состояния субъективного одиночества у интеллектуально одаренных подростков // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 1. С. 186–189.

Голубь О.В., Тукузова А.А. Влияние переживания одиночества на социальные страхи у подростков // Поиск (Волгоград). 2018. № 1. С. 87–91.

Мишина М.М., Григорьева С.И., Губанова А.В. Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком // Гуманитарное пространство. 2018. Т. 7. № 3. С. 504–514.

Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 190 с.

Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Мир психологии. 2010. № 2. С. 206–216.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. М.: БахраХ-М, 2017. 672 с.

Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление. Курган: КГУ, 2007. 180 с.

Янг Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 552–594.

Петрова И.Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты) : автореф. дис. … канд. филос. наук. Уфа, 2003. 19 с.

Шиляева И.Ф. Интернет и культура общения личности // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5. С. 263–273.

Тюменцева Г.А. «Интерактивное» одиночество // Научный альманах. 2014. № 2. С. 271–276.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ