РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

  • Александр Юрьевич Чернов Волгоградский государственный университет
  • Евгения Сергеевна Гусева Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Ключевые слова: религиозность, социально-психологический подход, психологические теории религиозности, психология религии

Аннотация

Несмотря на то, что психология религии сегодня получила активное развитие как в России, так и за рубежом, единое психологическое определение феномена религиозности отсутствует. Это затруднено еще и тем, что сама психология религии как область научного знания также определяется неоднозначно. Есть три основных подхода, от которых зависит построение теоретического аппарата научного исследования. Первый подход рассматривает психологию религии как часть философии или религиоведения, второй – как область теологии, третий, которого мы придерживались в данной работе, как одно из направлений психологии.

Наиболее специфическим и сложным, с нашей точки зрения, является изучение религиозности не как характеристики индивидуальной психики, а как социально-психологического феномена. Именно социально-психологический подход дает понимание становления религиозной личности и ее поведения в контексте социального взаимодействия, понимание процессов религиозного обращения в малой религиозной группе. 

С целью концептуализации религиозности как социально-психологического феномена был проведен теоретический анализ научных теорий религиозности. Были рассмотрены не только чисто психологические теории, но и психологические аспекты описания данного феномена внутри философии и социологии.

Результаты анализа показали, что в контексте социально-психологического подхода религиозность представляет собой систему взаимоотношений человека с Богом и обществом. Были выделена такие социальные функции религиозности, как социализация личности, ее приобщение к общественным нравам, установкам, обычаям; удовлетворение социальных потребностей личности в игре, общении, взаимодействии; моральная и гигиеническая функции, обеспечивающие эффективность выживания личности в обществе; сплочение и упорядочивание социальной группы через выстраивание иерархии. Религиозное обращение в таком контексте можно рассматривать как социализацию, формирующую не только социальную идентичность верующего, но и его самосознание в целом. 

Исходя из полученных выводов, мы определили религиозность как социально-психологическое свойство личности, связанное с выстраиванием общественных взаимоотношений, опосредованных отношениями с Богом или высшей силой, и являющееся результатом интериоризации, или усвоения социального опыта.

Биографии авторов

Александр Юрьевич Чернов, Волгоградский государственный университет

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии

Евгения Сергеевна Гусева, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

старший преподаватель кафедры социальной психологии, аспирант

Литература

Орел Е.В. Принцип методологического объективизма и некоторые аспекты его применения в психологии религии // Психология религии: между теорией и эмпирикой: сборник научный статей. М.: ПСТГУ, 2015. С. 9–29.

Фюстель де Куланж Н.Д. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. М.: Центрполиграф, 2010. 414 с.

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Дело, 2018. 736 с.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Красанд, 2012. 340 с.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 431 с.

Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. 462 с.

Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912. 132 с.

Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды // Психоаналитический вестник. 2001. № 9. С. 4–5.

Фрейд З. Тотем и табу. М.: АСТ, 2012. 640 с.

Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философии. М.: Медиум, 1994. 254 с.

Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства. М.: Оперант, 2015. 192с.

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

Франкл В. Основы логотерапии. Психология и религия. СПб.: Речь, 2000. 286 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2017. 400 с.

Фромм Э. Психоанализ и религия. М.: АСТ, 2010. 160 с.

Смирнова Е.Т. Введение в религиозную психологию. Самара: БАХРАХ-М, 2003. 160 с.

Ясин М.И. Современные направления и следования в психологии религии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 76–79.

Носович В.И. Сущность, структура и функции религиозной психологии : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1983. 36 с.

Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. 272 с.

Писманик М.Г. Лекции по религиоведению. Пермь: Пермский государственный технический университет, 2006. 245 с.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 247 с.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)