СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОСОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

  • Олеся Александровна Черекаева Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Ключевые слова: личность, социальная активность, формы социальной активности, просоциальная активность, волонтерство, социально-психологические факторы, молодежь

Аннотация

Статья посвящена изучению социально-психологических факторов просоциальных форм активности молодежи Саратова и Саратовской области. В настоящее время в работе с молодежью и в деятельности молодежных объединений актуальной задачей становится формирование просоциального поведения молодых людей, в современном обществе возрастает роль волонтерского движения. В статье анализируются подходы к пониманию социальной активности как одной из центральных характеристик личности молодежи. Дано определение просоциальной активности как многофакторного образования личности. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов просоциальных форм активности молодежи, выполненного на пропорционально подобранных выборках (N=100, 50 % респондентов активно участвуют в благотворительной и волонтерской деятельности, 50 % не заинтересованы в безвозмездной общественно полезной деятельности, средний возраст – 21,9). Установлено, что доминирующей формой проявления активности современной молодежи является просоциальная. Выявлены существенные различия относительно некоторых видов социальной активности: альтруистического, досугового, интернет-сетевого, образовательно-развивающего, социально-экономического. Особое внимание уделено изучению типов просоциального поведения: уступчивого, экстренного, альтруистического, эмоционального и публичного. Зафиксирована высокая степень выраженности двух последних типов просоциального поведения у второй группы участников исследования. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о высоком уровне социально-психологических установок волонтеров в мотивационной сфере, ориентированных на альтруизм.

Биография автора

Олеся Александровна Черекаева, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

аспирант кафедры социальной психологии развития и образования

Литература

Щемелева И.И. Социальные технологии управления социальной активностью студенческой молодёжи // Вопросы управления. 2016. № 4. С. 86–92.

Залуцкая С.Ю., Панина С.В. Содержание профессионально-личностных компетенций обучающегося: творческие способности и социальная активность личности // Вестник Якутского государственного университета. 2009. Т. 6. № 1. С. 61–65.

Черепанова Л.Г. Социальная активность и ее аспекты // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2009. № 3. С. 60–63.

Васильева Е., Малыгина А. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 7. С. 18–22.

Лисовский В.Т. Социальные проблемы обучения и воспитания // Российское студенчество на рубеже веков: материалы Всероссийского студенческого форума. М.: Логос, 2001. С. 123–129.

Шаламова Л. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 72–74.

Наскидаева Е.Х., Амбарцумян А.А. Проблема социальной активности студентов ВУЗа // Управление качеством образовательного процесса в высшей школе в условиях реформирования: материалы Международной научной конференции. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2017. С. 269–273.

Лабунская В.И., Волгина С.В. Социальная активность молодёжи как детерминанта социально-экономического развития среднего города (на примере города Волгодонска) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 3. С. 147–155.

Соколова Е.С. Социальная активность современной российской молодёжи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 197–202.

Бочарова Е.Е. Границы социальной активности и субъективное благополучие молодёжи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 3. С. 5–11.

Шамионов Р.М. Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. № 1. С. 134–146.

Селиванова О.А. Социально-психологическая характеристика компонентов региональной системы развития социальной активности молодёжи // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2010. № 5. С. 29–35.

Арендачук И.В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 287–307.

Кухтова Н.В., Домарацкая Н.В. Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. 49 с.

Гришунина Е.В., Пятакова Е.Н. Особенности личности волонтеров // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 71–78.

Морозикова И.В. Просоциальное поведение и установки личности в ситуации жизненной неопределённости нестабильности // Личность в пространстве и времени. 2017. № 6. С. 127–130.

Зарубина Ю.Н., Албегов Ф.Г. Мотивация добровольчества у студенческой молодежи как формы ее занятости // Вестник социально-политических наук. 2012. № 11. С. 39–42.

Полякова О.О. Просоциальные аспекты волонтёрской деятельности современной молодёжи // Развитие социального пространства России: новые вызовы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск: Научный центр социально-экономического мониторинга, 2018. С. 253–259.

Кухтова Н.В. Адаптация методики «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло, Б.А. Рэндалл) // Вестник Гродненского государственного университета им. Янки Купалы. Серия: Философия. Педагогика. Психология. 2011. № 2. С. 102–107.

Райгородский Д.Я. Психодиагностика персонала: методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2007. 439 с.

Бочарова Е.Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 4. С. 324–334.

Серегин А.Н. Методика исследования социальной активности студенческой молодежи // Социология и общество: пути взаимодействия: тезисы докладов и выступлений на III Всероссийском социологическом конгрессе. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 11–19.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 528 с.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ