ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

  • Ольга Игоревна Каяшева Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: перфекционизм, эмоциональное выгорание, психическое выгорание, преподаватели вуза, высшая школа

Аннотация

Перфекционизм, как одна из характеристик личности, выражающаяся в стремлении к достижению совершенства, является дополнительным фактором риска в развитии эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы. Согласно проведенному опросу, у большинства преподавателей вузов отношение к перфекционизму нейтральное либо положительное, несмотря на многозначную природу данного психологического феномена, при этом перфекционизм характерен для 30,61 % опрашиваемых. Среди видов перфекционизма у преподавателей высшей школы отмечаются перфекционизм, ориентированный на себя, перфекционизм, ориентированный на других, и социально предписанный перфекционизм. В статье проанализированы характеристики эмоционального выгорания преподавателей вузов по шкалам эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений; определены сложившиеся фазы тревожного напряжения, резистентности и истощения. С целью выявления взаимосвязи перфекционизма с эмоциональным выгоранием применялся метод математической статистики коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs, позволивший установить значимые корреляции между перфекционизмом, ориентированным на себя, и симптомом фазы тревожного напряжения – переживанием психотравмирующих обстоятельств; между перфекционизмом, ориентированным на других, и симптомами фазы резистенции – неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, расширением сферы экономии эмоций; между перфекционизмом, ориентированным на себя, и редукцией профессиональных обязанностей; между социально предписанным перфекционизмом и симптомами фазы истощения – эмоциональным дефицитом, эмоциональной отстраненностью; между перфекционизмом, ориентированным на себя, и симптомом фазы истощения – личностной отстраненностью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что перфекционизм является одним из факторов развития эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы и требует дальнейшего изучения.

Биография автора

Ольга Игоревна Каяшева, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С. Выготского

Литература

Каяшева О.И., Виноградова Г.А. Факторы психического выгорания преподавателей высшей школы // Практическая психология в России и за рубежом: сборник научных трудов Российского университета транспорта. СПб.: НИЦ АРТ, 2018. С. 43–49.

Flett G., Blankstein K., Hewitt P., Koledin S. Components of perfectionism and procrastination in college students // Social Behavior and Personality. 1992. № 20. P. 85–94.

Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74–83.

Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. М.: Академический проект, 2008. 400 с.

Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Рsychology. 1978. № 15. P. 27–33.

Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия, тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18–48.

Cheng P., Dolsen M., Girz L., Rudowski M., Chang E., Deldin P. Understanding Perfectionism and Depression in an Adult Clinical Population: Is Outcome Expectancy Relevant to Psychological Functioning? // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 75. P. 64–67.

Sherry S.B., Richards J.E., Sherry D.L., Stewart S.H. Self-Critical Perfectionism Is a Vulnerability Factor for Depression but Not Anxiety: A 12-month, 3-wave longitudinal study // Journal of Research in Personality. 2014. Vol. 52. P. 1–5.

Adkins K., Parker W. Perfectionism and suicidal preoccupation // Journal of personality. 1996. № 3. P. 536–546.

Luo J., Forbush K.T., Williamson J.A., Markon K.E., Pollack L.O. How Specific Are the Relationships between Eating Disorder Behaviors and Perfectionism? // Eating Behaviors. 2013. Vol. 14. P. 291–294.

Mendi E., Eldeleklioğlu J. Parental Conditional Regard, Subjective Well-Being and Self-Esteem: The Mediating Role of Perfectionism // Psychology. 2016. Vol. 7. № 10. P. 1276–1295.

Maslach C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job stress and burnout. Beverly Hills: Sage, 1982. P. 29–40.

Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57–64.

Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 68–71.

Орел В.Е. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 1. С. 55–62.

Merida-Lopez S., Extremera N. Emotional intelligence and teacher burnout: A systematic review // International Journal of Educational Research. 2017. Vol. 85. P. 121–130.

Pietarinena J., Pyhältöb K., Soinic T., Salmela-Aro K. Reducing teacher burnout: а socio-contextual approach // Teaching and teacher education. 2013. Vol. 35. P. 62–72.

Lauermanna F., König J. Teachers’ professional competence and wellbeing: Understanding the links between general pedagogical knowledge, self-efficacy and burnout // Learning and Instruction. 2016. Vol. 45. P. 9–19.

Черкашина Е.Ю., Высоцкая Н.В. Предварительные итоги исследования эмоционального выгорания педагогов высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 24–26.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта» // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 73–81.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ