СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ ВЕРУЮЩИХ С НОРМАТИВНОЙ И ДИФФУЗНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ

  • Ирина Сергеевна Буланова Волгоградский государственный университет
  • Александр Юрьевич Чернов Волгоградский государственный университет
Ключевые слова: религиозные нормы, структура и функции религиозных норм, верующие, нормативная религиозность, диффузная религиозность

Аннотация

В работе религиозные нормы понимаются как личностные репрезентации обыденного религиозного сознания правильного поведения и суждений, основанные на контринтуитивности. Акцент сделан на социально-психологическом аспекте норм, который проявляется в их функции регуляции социального, группового и индивидуального поведения в повседневной жизни, в широком контексте социальных ситуаций. Представлено качественное психологическое исследование содержания и функций религиозных норм верующих с нормативной и диффузной религиозностью. Основным методом сбора данных послужили полуструктурированные групповые интервью. В выборку респондентов вошли православные воцерковленные верующие, составляющие церковный приход (верующие с нормативной религиозностью) и верующие, относящие себя к православной конфессии, но не воцерковленные (диффузные верующие). В результате проведенного качественного исследования выявлено содержание и функции трех видов религиозных норм обыденного религиозного сознания: норма ответственности, норма социального взаимодействия и нормы межличностного взаимодействия. Представлены некоторые существенные различия в репрезентациях религиозных норм у верующих с нормативной и диффузной религиозностью. В целом установлено, что религиозные нормы верующих с диффузной религиозностью являются социокультурным инструментом построения и поддержания позитивной Я-концепции. Для православных воцерковленных верующих религиозные нормы имеют мировоззренческую, смысловую функции, они также несут функцию самопрезентации и обеспечивают групповой идентичностью, позволяющей различать «своих и чужих» в системе межконфессионального взаимодействия. И в том и в другом случае психологической задачей является установление истиной мотивации поведения, степени индоктринации религиозной нормы, а также ее взаимосвязи с компонентами Я-концепции.

Биографии авторов

Ирина Сергеевна Буланова, Волгоградский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Александр Юрьевич Чернов, Волгоградский государственный университет

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии

Литература

Suls J. Psychological Perspectives on the Self. Vol. 4. New York: State University of New York, 1993. 252 p.

Антонов К.М. Нужно ли нам «бороться с сектами»? Размышления о работе Церкви в области нетрадиционной религиозности // Сектоведение. 2017. Т. 6. С. 18–44.

Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. Минск: Минская духовная академия, 2015. 560 с.

Ореханов Ю.Л. “Patchwork-Religiosität” – «Лоскутная религиозность»: особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 6. С. 94–112.

Batson C., Schoenrade P., Ventis W. Religion and the individual. A social-psychological perspective. New York: Oxford University Press, 1993. 427 p.

Войновская О.А. Проблема дифференциации нормальной и патологической религиозности // Таврический журнал психиатрии. 2010. Т. 15. № 3. С. 78−84.

Исследование содержания и особенностей усвоения социально-нравственной нормативности в условиях православной и мусульманской культур // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 3. С. 255–259.

Настоящев Е.О. К проблеме определения понятия социальной религиозной нормы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 517–524.

Пруцкова Е.В. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1. Богословие. Философия. 2015. № 3. С. 62–80.

Dubois N.A. Sociocognitive approach to social norms. New York: Routledge, 2002. 211 p.

Буайе П. Объясняя религию: природа религиозного мышления. М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. 496 с.

Pyysiäinen I. How religion works: toward a new cognitive science of religion. Boston: Brill, 2001. 284 p.

Буланова И.С. Эмпирическое исследование религиозных норм обыденного религиозного сознания // Религиоведческие исследования. 2017. № 2. C. 121–131.

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.

Чернов А.Ю. Качественный подход в психологическом исследовании. Волгоград: ВолГУ, 2008. 339 с.

Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 304 с.

Chipriani R. “Diff used Religion” and New Values in Italy // The Changing Face of Religion. London: New Delhi, 1988. P. 28–38.

Матецкая А.В. Диффузная религиозность в современном обществе // Свеча – 2013. Т. 25. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Международная конференция «Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении». Владимир: ВлаГУ, 2013. С. 6–14.

Ореханов Г., прот., Колкунова К.А. «Духовность»: дискурс и реальность. М.: ПСТГУ, 2017. 152 с.

Чернов А.Ю., Буланова И.С. Феноменологический анализ религиозной нормы ответственности у людей с нормативной и диффузной религиозностью // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 4. С. 86–90.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)