ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ LIBREOFFICE CALC

  • Анатолий Бадьмаевич Мантусов Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
  • Замира Бадьмаевна Доржинова Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова
Ключевые слова: задача дележа, экономическое образование, методика обучения, компетентностная задача, вычислительные компетенции, LibreOffice Calc

Аннотация

В работе рассматривается формирование вычислительных компетенций у будущих экономистов в процессе использования программы LibreOffice Calc на примере решения задачи дележа в виде компетентностной задачи. Компетентностная (комплексная, интегрированная) задача определена как необходимый компонент содержания учебного материала. Одним из отличительных признаков компетентностной задачи является требование смоделированности в виде квазижизненной ситуации, квазипрофессиональной ситуации. Задача дележа выбрана в качестве объекта рассмотрения как обладающая названными признаками. Изложена соответствующая математическая модель и метод решения задач подобного типа. Выбор программного обеспечения определяется, в частности, тем, что LibreOffice обладает мультиплатформенностью, распространяется под общественной лицензией GNU LGPL. Таким образом, LibreOffice может свободно устанавливаться и использоваться в бюджетных и коммерческих организациях, а также на домашних компьютерах и в учебных заведениях, пользователи могут бесплатно скачивать (адрес для скачивания: https://libreoffice.su/download), устанавливать, использовать и изучать LibreOffice. Благодаря этому использование LibreOffice дает возможности контроля и самостоятельного развития программных решений, получения экономических преимуществ от внедрения и использования свободного программного обеспечения (СПО), а также более быстрой адаптации к условиям практической деятельности. На примере решения задачи дележа с помощью LibreOffice Calc показано формирование у студентов способности решать компетентностную задачу как способ овладения владения соответствующими компетенциями. Умения применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные с использованием математических и компьютерных моделей результаты, работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения, обеспечивающие формирование навыков профессиональных вычислений, становятся фундаментом развития компетенций более высокого уровня.

Биографии авторов

Анатолий Бадьмаевич Мантусов, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики, информатики и методики преподавания

Замира Бадьмаевна Доржинова, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и общей лингвистики

Литература

Мантусов А.Б. Компетентностная задача как реализация компетентностного подхода: депонирована. Запись в реестре № 20659 от 23 мая 2013.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. T. 2. М.: Мысль, 2010. 634 с.

Введение в математическое моделирование / под ред. П.В. Трусова. М.: Логос, 2007. 440 с.

Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 296 с.

Припотень В.Ю., Рябенко В.И., Шиков Н.Н. Значимость системы управления конкурентоспособностью товара // Сборник научных трудов Донбасского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 191–196.

Муединова А.С., Анафиева Э.Р. Модель формирования вычислительной компетенции младших школьников на уроках математики // Проблемы со-временного педагогического образования. 2016. № 51-4. С. 281–289.

Полуэктов А.В. Формирование ИКТ-компетентности студентов специальности «Информатика» // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2009. № 3. С. 8–11.

Глухова Т.В., Бажанова С.В. ИКТ-компетентность в современном образовании // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 130–135.

Петренко М.В. Сущность и структура информационной компетентности будущих специалистов // Педагогика и психология: теория и практика. 2015. № 2. С. 17–23.

Петриченко Е.А. Информация и философские категории «явление и сущность» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 435–442.

Ушаков И.В. Программно-технические, экономические и законодательные аспекты использования свободного программного обеспечения. Тамбов: ИД Державинский, 2018. 123 с.

Реймонд Э. Волшебный котел. URL: bugtraq.ru/law/articles/cauldron/index.html.

Ванина М.Ф., Давыдова Е.В., Ерохин А.Г., Фролова Е.А. Проблемы и перспективы использования российского и зарубежного свободного программного обеспечения в учебном процессе вуза // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2018. Т. 7. № 1. С. 7–11.

Мантусов А.Б. Электронный ресурс «Создание 3D фоторобота с помощью программы MAKEHUMAN» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов наука и образование. 2018. № 7. С. 29–30.

Попов А.С. Свободные математические пакеты в учебном процессе вуза // Наука и образование: новое время. 2014. № 1. С. 131–133.

Мантусов А.Б. Об определении числя экспертов на основе парадокса Кондорсе // Sci-article.ru. 2017. № 45. С. 101–108.

Васильков А. Десять лучших пакетов офисных программ // Копьютерра. 2018. № 17. URL: computerra.ru/183811/10-best-office-suites/.

Брамс С., Тейлор А. Делим по справедливости, или гарантия выигрыша каждому. М.: СИНТЕГ, 2003. 196 с.

Шварц Д.А. Манипулирование в задаче дележа для двух участников // Автоматика и телемеханика. 2011. № 1. С. 130–140.

Хахаев И.А., Кучинский В.Ф. Технологии обработки табличной информации в LibreOffice. СПб.: Университет ИТМО, 2016. 177 с.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ