ОТРАЖЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

  • Анна Александровна Комарова Иркутский государственный университет
Ключевые слова: информационное образование, информационная культура, информационная компетентность, информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность

Аннотация

В эпоху становления информационного общества человеку необходимо быть информационно образованным. В исследованиях последних лет определен круг научных понятий, которые характеризуют информационно образованную личность: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, компьютерная грамотность, медиаграмотность и др. Очевидно, что рассматриваемые понятия являются связанными друг с другом, вместе с тем часто понимаются по-разному.

В работе представлен анализ современных публикаций на предмет наличия взаимосвязи понятий в области информационного образования, выявлены схожие и различные мнения современных исследователей по данному вопросу.

Проведенное теоретическое исследование позволило условно разделить публикации на две группы. К первой группе отнесены публикации, исследующие взаимосвязь таких понятий, как «информационная культура», «информационная компетентность», «информационная грамотность». Встречаются публикации, отражающие взаимосвязь двух понятий из трех. Выявлено, что чаще всего цепочка взаимосвязи по сужению понятий выстраивается следующим образом: информационная культура => информационная компетенция => информационная грамотность. Показаны примеры других мнений.

Ко второй группе отнесены публикации, отражающие взаимосвязь информационной грамотности и медиаграмотности. Показано, что наблюдается несогласованность в определении взаимосвязи этих понятий. Чаще всего понятие «информационная грамотность» рассматривается как более широкое, нежели медиаграмотность, либо эти понятия рассматриваются в формулировке МИГ (медиа- и информационная грамотность).

Несогласованность в определении взаимосвязи понятий продолжает наблюдаться. Публикации, посвященные взаимосвязи четырех и более понятий, отсутствуют.

Биография автора

Анна Александровна Комарова, Иркутский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике

Литература

Федоров А.В., Гендина Н.И., Петрова В. Обзор «Информационная грамотность в России». Выпуск 1. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО Информация для всех, 2007. 32 с.

Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. 2005. № 1. С. 55–62.

Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО Информация для всех, 2006. 45 с.

Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 77–83.

Россошанская А.Ю., Яшина В.С. Компьютерная грамотность как показатель информационной культуры пожилых людей // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. Т. 7. № 6. С. 937–940.

Информационная грамотность и медиаобразование для всех: информационный, образовательный, научный портал. URL: mediagram.ru/infolit/.

Дири М.И. Информационная культура современного педагога как условие формирования готовности к применению инновационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2018. № 1. С. 41–50.

Воронина Л.В., Артемьева В.В., Воробьева Г.В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 153–160.

Петрякова С.В. Соотношение понятий грамотность, компетентность и культура в информационной образовательной среде // Альманах мировой науки. 2016. № 3-2. С. 66–67.

Вдовина И.А. Информационная культура, информационная грамотность и информационная компетентность в подготовке учителя // Вестник Института образования человека. 2017. № 2. С. 14–25.

Царева М.И. Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Международной научной конференции. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 91–94.

Антонова Ю.В. Информационная культура, компетенция и компетентность студентов-международников // Человеческий капитал. 2017. № 9. С. 80–84.

Бабиева Н.А. Соотношение понятий «информационная культура» и «информационная компетентность» // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 25. С. 67–73.

Бондаренко Е.А. Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе // Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 7. С. 1–5.

Артюнов Г.А. Анализ понятия медиаграмотности как составляющей информационной грамотности // Вестник РМАТ. 2013. № 1. С. 91–94.

Олефир С.В. Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4. С. 24–29.

Войнилов Ю.Л., Мальцева Д.В., Шубина Л.В. Медиаграмотность в России: картография проблемных зон // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 2. С. 95–114.

Гудилина С.И. Медиа- и информационная грамотность – ключевая составляющая развития базовых способностей при обучении на протяжении всей жизни // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й международной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. С. 148–152.

Маринина В.С., Виландерберк А.А. Сетевые образовательные программы как способ формирования и совершенствования медиа- и информационной грамотности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 2. С. 170–173.

Горун Ю.Н. Современные тенденции развития медиа и информационной грамотности в мире // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. № 2. С. 12–18.

Wilson C., Grizzle A., Tuazon R., Akuempong K., Cheung Chi Kim. Media and Information Literacy Curriculum for Teachers (prepared by UNESCO). Paris: UNESCO, 2011. 192 p.

Московская декларация о медиа- и информационной грамотности // Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». URL: ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ