АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ТРИЗ Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА

  • Елена Петровна Грошева Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
  • Николай Иванович Наумкин Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
  • Наталья Николаевна Шекшаева Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Ключевые слова: инженерное творчество, педагогическое творчество, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ, алгоритм решения изобретательских задач, АРИЗ, проблемная ситуация

Аннотация

Потребность нашего общества в инновационном развитии определяет необходимость в соответствующем человеческом капитале, основой которого является компетентный в инновационной деятельности, высокообразованный специалист. Глобальная информатизация, постоянное обновление, а значит, неустойчивость профессиональных знаний ставят задачу формирования творческого мышления у студентов технических вузов в образовательном процессе. В работе показано, что творческий процесс связан с выделением и разрешением проблем. Выделять, формулировать, анализировать проблемы, формулировать задачи, входящие в проблемы, и синтезировать их решения – это компетенции, которым нужно и можно обучить студентов инженерных направлений обучения. С этой задачей справляется метод-комплекс Г.С. Альтшуллера «Алгоритм решения изобретательских задач», который изучается в рамках дисциплины «Основы инновационной инженерной деятельности», преподаваемой в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева, в разделе «Основы инженерного творчества». Основу метода составляет алгоритмическая программа для детального анализа задачи с пошаговым продвижением к решению. Приведен пример методики решения проблемной ситуации в области обработки почвы электрофрезой с помощью программы АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) путем анализа исходной проблемной ситуации, выявления ее участников, связей между ними, главной цели или функции, неоднократной формулировки задач с выявлением противоречий, выбора задачи для решения, разрешения противоречий и синтеза идеи для решения, анализа полученных решений и выбора наилучшего из них. Таким образом, на примере продемонстрировано, что активизация творческого мышления возможна с помощью метода-комплекса АРИЗ.

Биографии авторов

Елена Петровна Грошева, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

кандидат педагогических наук, доцент Института механики и энергетики

Николай Иванович Наумкин, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин Института механики и энергетики

Наталья Николаевна Шекшаева, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

кандидат педагогических наук, доцент Института механики и энергетики

Литература

Пучков Н.П., Попов А.И. Инновационные подходы к формированию творческих компетенций в системе обеспечения качества профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2008. Т. 1. № 1. С. 165–173.

Savin I. Machine-building educational cluster. Innovative approach to training of engineers // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. P. 38–39.

Грошева Е.П. Выделение и разрешение проблем – первый этап инновационной инженерной деятельности // Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы: сборник научных трудов международной конференции. Саранск: Мордов. ун-т, 2016. С. 483–486.

Попов А.И., Пучков Н.П. К вопросу о воспитании готовности студентов к инновационной деятельности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4. С. 118–124.

Пучков Н.П., Попов А.И. К вопросу проектирования образовательной среды вуза, ориентированной на формирование творческих компетенций выпускников // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2008. Т. 14. № 4. С. 988–1001.

Abdulaeva P.Z., Osmanova A.A., Abdulaeva Kh.S. The formation of value-semantic components of the competence of a future teacher in the professional activity // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. P. 1–5.

Johnson T. Applications of Intuitionistic fuzzy sets in the academic career of the students // Indian Journal of Science & Technology. 2017. Vol. 10. № 34. P. 23–25.

Грошева Е.П., Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. Образованный компетентный в инновационной деятельности выпускник как главный инновационный продукт вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 3–8.

Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Шекшаева Н.Н. Исследование инновационной подсистемы университетской кафедры как субстрата региональной инновационной системы // Регионология. 2018. Т. 26. № 3. С. 474–493.

Бабикова А.В., Федотова А.Ю., Шевченко И.К. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в инновационной экономике // Инженерный вестник Дона. 2011. № 2. С. 195–204.

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. 209 с.

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 176 с.

Петров В. История развития приемов. Информационные материалы. Тель-Авив: RIDERO, 2006. 73 с.

Гин А., Фаер С. ТРИЗ для маленькой планеты Земля // ТРИЗ-профи: эффективные решения. 2005. № 1. С. 6–9.

Hmina K., Sallaou M., Arbaoui A. Clarification of a problem abstraction process for TRIZ technical contradiction model in preliminary design // Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management Rabat, Morocco, April 11-13. Morocco: IEOM Society, 2017. P. 135–137.

Фёдорова Е.А., Шубович В.Г. ТРИЗ-педагогика в развитии творческой активности будущих учителей информатики // Поволжский педагогический поиск. 2016. № 4. С. 82–85.

Бизунков А.Б., Воронович В.П. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как элемент инновационной педагогики в медицинском университете // Инновационные образовательные технологии. 2009. № 2. С. 68–72.

Большая Советская Энциклопедия, Изд. 3-е. Т. 21. М.: Советская Энциклопедия, 1975. 608 с.

Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1984. 126 с.

Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. Опыт использования возможностей центра проектирования и быстрого прототипирования при обучении основам инновационной инженерной деятельности // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: материалы международной научно-методической конференции. Караваево: Костромская ГСХА, 2017. С. 18–24.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ