ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА

  • Лидия Николаевна Васильева Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
  • Владимир Иванович Горбунов Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
  • Наталия Николаевна Тимофеева Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
Ключевые слова: e-learning, смешанное обучение, учебный процесс, принципы обучения, педагогические условия, индивидуализация образования

Аннотация

В статье обосновывается необходимость усиления внимания к использованию информационных технологий обучения. Раскрывается модель смешанного обучения, предполагающая использование распределенных информационно-образовательных ресурсов с применением элементов дистанционных технологий.

Сформулированы педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса студентов технических направлений подготовки в рамках смешанного обучения на основе сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: необходимость непрерывного обновления содержания дисциплины и соответствующего ему фонда оценочных средств; индивидуализация деятельности студентов в вопросах выбора траектории обучения, способа и темпа работы; интенсификация учебного взаимодействия как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами на очных занятиях и в электронной среде обучения, причем групповое общение осуществляется посредством форума, вики-страницы, чата, а индивидуальное – путем обмена файлами. Предлагается определенная последовательность фаз смешанного обучения.

Установлено, что при смешанном обучении интенсифицируется учебное взаимодействие как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами, познавательная деятельность становится более интересной, эмоционально и личностно значимой, что способствует в конечном счете формированию конкурентоспособного специалиста.

Сделаны выводы о том, что учебный процесс становится более адаптированным к индивидуальным особенностям обучающихся, рациональнее используется время в аудитории, повышается мотивация студентов, появляется больше возможностей для проявления ими самостоятельности и творчества.

Обобщенный в статье опыт работы направлен на разработку практических рекомендаций для улучшения и дальнейшего совершенствования методики обучения студентов технических направлений подготовки бакалавриата.

Биографии авторов

Лидия Николаевна Васильева, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматики и управления в технических системах

Владимир Иванович Горбунов, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры автоматики и управления в технических системах

Наталия Николаевна Тимофеева, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики и теоретической механики имени С.Ф. Сайкина

Литература

Васильева Л.Н. Принципы личностно-деятельностного подхода, реализуемые при решении профессионально-ориентированных задач // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 132–136.

Горбунов В.И. Концептуальные основы организации инженерного образования с акцентом на мотивационную сферу личности // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 149–154.

Гильденберг Б.М., Горбунов В.И. Возможности и опыт использования электронных средств в очной форме обучения // Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в современных условиях: материалы V Международной учебно-методической конференции. Чебоксары: Чуваш. ун-та, 2013. С. 69–74.

Петров А.Н., Иванова Г.Ф., Славутская Е.В. Обучение нейросети как инструмент системного анализа многомерных данных психодиагностики // Вестник Чувашского университета. 2018. № 1. С. 162–168.

Славутская Е.В., Абруков В.С., Славутский Л.А. Нейросетевой системный анализ уровневых психологических характеристик // Вестник Чувашского университета. 2016. № 1. С. 164–173.

Garrisonand D.R., Vaughan N.D. Blended Learning in Higher Education. San Francisco: Jossey-Bass a Wiley Imprint, 2008. 233 p.

Arnett T. Blended learning can enable teachers to focus on cognitive skills. URL: christenseninstitute.org/blended-learning-can-enable-teachers-to-focus-on-cognitiveskills/.

Васильева Л.Н., Мерлина Н.И., Светлова Н.И. Междисциплинарная интеграция математики и информатики в системе формирования профессионально-математической компетентности студентов технических направлений подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2. С. 19–23.

Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования : дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 155 c.

Mishra P., Koehler M.J. The Technological Pedagogical Content Knowledge: A new framework for teacher knowledge // Teachers College Record. 2015. Vol. 108. P. 1017–1054.

Koehler M.J., Mishra P. Introducing Technological Pedagogical Knowledge // Handbook of Technological Pedagogical Content Knowledge for Educators. USA: AACTE and Lawrence Erlbaum Associates. URL: punya.educ.msu.edu/publications/koehler_mishra_08.pdf.

Rosenberg J.M., Koehler M.J. Context and technological pedagogical content knowledge (TPACK): A systematic review // Journal of Research on Technology in Education. 2015. Vol. 47. № 3. P. 186–210.

Voogt J., McKenney S. TPACK in teacher education: are we preparing teachers to use technology for early literacy // Technology, Pedagogy and Education. 2017. Vol. 26. № 1. P. 69–83.

Jen T.-H., Yeh Y.-F., Hsu Y.-S., Wu H.-K., Chen K.-M. Science teachers’ TPACK-practical: Standard-setting using an evidence-based approach // Computers & Education. 2016. Vol. 95. P. 45–62.

Stracke E. A road to understanding: A qualitative study into why learners drop out of a blended language learning (BLL) environment // ReCALL. 2010. № 19. P. 57–78.

Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения: Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экон. шк., 2001. 255 с.

Бондарев М.Г. Модель смешанного обучения иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде технического вуза // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. № 10. С. 41–48.

Андреев В.В., Гибадулин Р.Я., Проданов Г., Жданов Р.И. Институт перспективных исследований – новая форма подготовки педагогических кадров высшей квалификации в России // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 623–636.

Володина Е.В., Ильина И.И., Тимофеева Н.Н. Преимущества применения интерактивного web-приложения для поиска решения математических задач с параметром // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 8-1. С. 305–306.

Маркович В.Л., Голёнова И.А. Использование СДО MOODLE для организации и проведения контроля при обучении студентов основам медицинской статистики // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 69-ой научной сессии сотрудников университета. Витебск: Витебский государственный медицинский университет, 2014. С. 262–263.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)