КОМПОНЕНТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

  • Диана Ярославовна Грибанова Псковский государственный университет
  • Анна Анатольевна Минина Псковский государственный университет
Ключевые слова: родительство, родительская компетентность, компоненты, дети, ранний возраст, дошкольный возраст

Аннотация

В статье рассматривается структура родительской компетентности. Анализ представлений о родительской компетентности в отечественных источниках позволил выделить основные ее составляющие: эмоциональное принятие и уважение индивидуальности ребенка; непротиворечивость предъявляемых требований; способность родителя к размышлению над ситуацией и к вовлечению ребенка в этот процесс; организация совместной деятельности; умение создать обстановку доверия и психологической безопасности. Анализ зарубежных источников показал, что родительская компетентность чаще рассматривается с позиции биоэкологического подхода и понимается как стиль воспитания детей, способствующий наилучшему развитию личности с целью занять в будущем свою экологическую нишу.

Представлены результаты эмпирического исследования родительской компетентности в отношении детей раннего и дошкольного возрастов, проведенного в дошкольных учреждениях г. Пскова и Псковской области. В исследовании были использованы как известные опросники родительского отношения, так и специально разработанная анкета и метод незаконченных предложений. Описаны выделенные в ходе факторного анализа компоненты компетентности родителей. Показано, что имеется специфика в структуре родительской компетентности в зависимости от возраста детей. Важное место в структуре компетентности родителей детей раннего возраста занимают внешние социальные (состав семьи, число детей, возраст, образование, статус родителей и др.), социально-экономические и социально-психологические факторы (нехватка денег, жилплощади, влияние улицы, Интернета, школы, нарушенные супружеские и родительские роли).

Родительская компетентность в отношении детей дошкольного возраста отличается большей сформированностью психологических составляющих. Компетентность родителей предполагает умение разрешать собственные конфликты и умение научить этому своего ребенка. Авторитарность представлена в качестве компонента родительской компетентности в отношении детей раннего возраста, авторитетность – в отношении дошкольников.

Биографии авторов

Диана Ярославовна Грибанова, Псковский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии

Анна Анатольевна Минина, Псковский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

Литература

Минина А.А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 67–77.

Камзина О.А. Взаимосвязь родительской тревожности и родительской компетентности, обусловленной социальными ожиданиями // Социальные явления. 2016. № 4. С. 55–60.

Елизаров А.Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа детско-родительских отношений // Педагогика и психология образования. 2010. № 2. С. 31–41.

Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 1–11.

Овчарова Р.В. Основные составляющие понятия «родительство» // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2011. № 4. С. 82–88.

Метлякова Л.А. Понятие о сущности и структуре воспитательного потенциала современной семьи: педагогический аспект проблемы // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 4-3. С. 11–16.

Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 77–84.

Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: педагогика и психология: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. М.: МЦНО, 2017. С. 43–47.

Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 45. С. 68–70.

Мизина Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7. С. 8–10.

Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 2. С. 93–98.

Belsky J. The determinants of parenting: A process model // Child Development. 1984. Vol. 55. № 1. P. 83–96.

Bermaoui J., Ostner I., Stolberg C. German debates on “parental competence” and “grade A parenting” in historical perspective. Vyp. 12/4. Goettingen: PolChi Working Paper, 2016. 24 p.

Baumrind D. Socialization and instrumental competence in young children // Young Children. 1970. № 26. P. 104–119.

Teti D.M., Candelaria M.A. Parenting Competence: Handbook of Parenting. Volume 4: Social Conditions and Applied Parenting. 2nd ed. London: Bornstein Publishers, 2002. 409 р.

Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale: Erlbaum, 1978. 167 p.

Glăveanu S.M. Validating a training program for parental competence // Problems of psychology in the 21st century. 2012. Vol. 2. Р. 14–20.

Grk M., Čokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7. № 3. P. 319–332.

Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge: Harvard University Press, 1979. 330 p.

Belsky J., Jaffee S.R. The multiple determinants of parenting // Developmental psychopathology. 2nd ed. New York: John Wiley & Sons, 2006. P. 38–85.

Грибанова Д.Я. Родительское отношение как компонент родительской компетентности // Новая парадигма социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ч. IV. Белгород: АПНИ, 2018. С. 19–22.

Иванова С.П. Воспитательный потенциал современных семей псковских первоклассников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 108–116.

Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94–108.

Варга А.Я., Столин В.В. Тест родительского отношения // Психологические тесты. М.: ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 144–152.

Шведовская А.А. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 96–128.

Опубликован
2018-12-21
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)