ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

  • Елена Владимировна Бахвалова Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Ключевые слова: школьная тревожность, межличностная тревожность, самооценочная тревожность, школьный класс, подростки – воспитанники детского дома, гендерная специфика взаимодействия, коммуникативные характеристики подростков-сирот

Аннотация

Реализация федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013–2020 годы, направленной на сокращение социального сиротства, является серьезным этапом в решении проблем профилактики семейного и детского неблагополучия, в обеспечении улучшенного положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во всех регионах нашей страны. Однако вместе с высокой степенью важности решения этого вопроса для представителей власти и российского общества в целом в процессе данной деятельности возникает ряд трудностей, связанных с одной из форм реализации программы – интеграцией воспитанников детского дома в общеобразовательные школы.

В работе рассматривается проблема школьной адаптации подростков – воспитанников детского дома в учебном классе в условиях их интеграции в массовые школы, где они обучаются совместно с детьми из кровных семей.

Подробно описаны показатели школьной адаптации и коммуникативные характеристики подростков-сирот, определена взаимосвязь между качеством адаптации к условиям обучения в школе и уровнем развития коммуникативной сферы подростков из детского дома.

Выявлена гендерная специфика коммуникативных характеристик воспитанников детского дома во взаимосвязи с показателями их школьной адаптации.

Установлено, что наиболее адаптивными стилями коммуникации со сверстниками в подростковом возрасте являются гендерно-специфичные стили, позволяющие подростку организовывать свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих, быть более понятным для них. Через призму гендерной специфики взаимодействия подробно рассмотрены стили коммуникаций, которыми активно пользуются подростки из детского дома в процессе установления отношений с одноклассниками.

В статье представлены рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков-воспитанников детского дома в процессе их адаптации к условиям обучения в общеобразовательной школе.

Биография автора

Елена Владимировна Бахвалова, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

аспирант

Литература

Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Институт практической психологии, 1997. 336 с.

Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1990. 264 с.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

Данилина М. Сироты в школе: сложный процесс социальной и психологической реабилитации // Директор школы. 2004. № 5. С. 43–49.

Малейко Г.У. Особенности социального статуса детей-сирот в учебных группах // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2011. № 2. С. 50–58.

Аверьянова Н.И., Ханова Н.А. Особенности социализации, нервно-психического развития, личностного психологического статуса и школьной успеваемости подростков, воспитывающихся в разных условиях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 6. С. 15–18.

Психология современного подростка / под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с.

Самохвалова А.Г., Олиярник Ю.К. Коммуникативные трудности детей-сирот и условия их преодоления // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 244–248.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: МОДЭК, 2000. 304 с.

Персиянцева С.В. Психологические аспекты поведения сирот в межличностном конфликте // Социокультурная интеграция и специальное образование: сборник научных статей. М.: Перо, 2015. С. 85–93.

Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. 192 с.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.

Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 627–628.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

Васюра С.А. Специфика коммуникативной активности подростков разного пола и гендерной ориентации // Гуманитарно-педагогическое образование. 2016. Т. 2. № 3. С. 16–24.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.

Клёцина И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. М.: Проспект, 2017. 144 c.

Ларин А.Н. Личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, как критерий формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации // Психология и право. 2016. Т. 6. № 2. С. 107–119.

Панферов П.В., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб.: Речь, 2009. 432 с.

Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала. Псков: Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, 1997. 68 с.

Опубликован
2018-09-26
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ