ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЛАТЕНТНОЙ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ ГРУПП

  • Екатерина Валерьевна Бакшутова Самарский государственный технический университет
Ключевые слова: большие социальные группы, латентная психология группы, языковое сознание, качественный анализ, параметризация, текст, категория, высказывание, скрипт, семантика

Аннотация

В статье раскрывается авторская идея изучения латентной психологии больших групп. Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки новых методологических подходов к изучению группового сознания социокультурных макрофеноменов – больших групп (классов, страт, этносов, конфессиональных и культурных сообществ), превосходящих сегодняшние возможности скрининговых, опросных исследований, не всегда позволяющих увидеть источники, механизмы и динамику тех или иных явлений. Статья посвящена обсуждению возможности качественных измерений неосознаваемого содержания группового сознания и их параметризации. Автор на основе результатов различных исследований показывает исследовательские возможности «погружения» в психологию больших социальных групп. Обращаясь к опыту, методологии и методам гуманитарных наук – истории, культурологии и лингвистики, автор привносит в современную социальную психологию больших групп новую методологическую оптику, дающую возможность более тонкого анализа психологии социокультурных макрофеноменов. В качестве единиц анализа рассматриваются публицистические тексты в литературно-политическом журнале XIX века, тексты и отдельные высказывания онлайн-конференций в сетевом сообществе, ассоциативно-вербальные сети различных аспектов социального сознания в реальных группах, онлайн-дискуссии в социальных сетях. В работе представлены такие методы исследования, как нарративный и дискурсивный анализ, свободный ассоциативный эксперимент, категориальный анализ, функциональная и ролевая грамматики. Обосновывается исследовательская стратегия работы с языковым сознанием групп, выраженных в различных коммуникативных практиках – от массивов текстов до отдельных высказываний. Постнеклассический подход позволяет не только осуществить «срезы» содержания сознания различных групп, но и проследить их динамику, учитывающую формирование этого содержания, его скрытую семантику и возможные траектории развития, что осуществимо прежде всего благодаря качественным измерениям языковых явлений.

Биография автора

Екатерина Валерьевна Бакшутова, Самарский государственный технический университет

доктор философских наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Психология и педагогика»

Литература

Эпштейн М.Н. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.

Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Вып. 3. М.: Лабиринт, 1993. 192 с.

Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. Психологическая топология пути. М.: Ad Marginem, 1995. 548 с.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 c.

Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999. 180 с.

Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ «Восток–Запад», 2007. 314 c.

Бакшутова Е.В. Социально-психологические аспекты ментальности русской интеллигенции конца XIX – начала XX вв. (по материалам журнала «Русская мысль» 1880–1918) : автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2005. 24 с.

Бакшутова Е.В. Групповое сознание российской интеллигенции. Самара: ПГСГА, 2015. 502 c.

Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. Лингвистическая семантика. М.: Прогресс, 1981. С. 369–495.

Филлмор Ч. Дело о падеже открывается вновь // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. Лингвистическая семантика. М.: Прогресс, 1981. С. 496–530.

Бондарко А.В. Основания функциональной грамматики // Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Л.: Наука, 1987. С. 5–39.

Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. 416 c.

Rosch E. Principlesofcategorization // Cognition and categorization. New Jersey: Hillsdale, 1978. P. 27–48.

Бакшутова Е.В., Рулина Т.К. Автономные и гетерономные основы религиозного мировоззрения больших групп // Социальная психология этнонационального, религиозного (конфессионального), правового, регулятивно-управленческого сознания в современной России. Самара: СГСПУ, 2016. С. 62–111.

Эпштейн М.Н. Тезисы бедной веры // Северный регион: наука, образование, культура. 2014. № 1. С. 111–124.

Гусейнов Г.Ч. Через языковой импорт к нам придет и новая реальность // Газета.ru. 2015. 15 августа. URL: gazeta.ru/comments/2015/08/14_a_7687912.shtml.

Коломиец Я.Ю. Концепция «второй устности» У. Онга и ретрайбализация общества посредством социальных сетей в XXI веке. Часть 1 // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 3. С. 418–429.

Bartlett F.C. Remembering: A study in experimental and social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1932. 317 p.

Riffaterre М. Fictional Truth. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. 137 p.

Rumelhart D.E. Schemata: The building blocks of cognition // Theoretical Issues in Reading Comprehension. Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum, 1980. P. 33–58.

Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Общественное мнение, 2003. 336 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2009. 303 с.

Опубликован
2018-09-26
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ