ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

  • Юрий Николаевич Кузьминых Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Ключевые слова: гражданское самосознание, воспитание, курсант военного вуза, педагогическое сопровождение, формирование гражданского самосознания

Аннотация

Потребность формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов обусловлена усиливающейся глобализацией современного общества, интернационализацией отношений, миграционными процессами, повышенной конфликтогенностью социума, а также недостаточной разработанностью проблемы в психолого-педагогической литературе с позиций индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания. В рамках данного исследования индивидуализация представлена как педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности курсантов. Разработана модель формирования гражданского самосознания курсантов военного вуза, и проанализирована деятельность педагога по педагогическому сопровождению этого процесса. Показана суть педагогического сопровождения как готовность педагогов, командиров курсантских подразделений реагировать на запросы курсантов об оказании консультативной, психологической и другой помощи и поддержки. Педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности педагога, направленный на создание для курсанта условий профессионально-личностного роста как гражданина и будущего офицера. Оно также включает в себя наблюдение за курсантами и рефлексивное обсуждение полученного ими опыта. Рассмотрены основные виды педагогического сопровождения в формировании гражданского самосознания курсантов. Дан краткий анализ деятельности педагога по педагогическому сопровождению курсантов на трех этапах формирования их гражданского самосознания: мотивационно-целевом, операционально-деятельностном, оценочно-рефлексивном. Представлены результаты экспериментального исследования, которое позволило оценить эффективность педагогического сопровождения процесса формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов. Сделан вывод о том, что оптимально созданное педагогическое сопровождение не только позволяет курсантам предотвращать возможные трудности в самовоспитании гражданских качеств, но и поддерживает готовность педагога участвовать в процессе формирования гражданского самосознания курсантов.

Биография автора

Юрий Николаевич Кузьминых, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

адъюнкт

Литература

РФ. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

РФ. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ.

РФ. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».

Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 528 с.

Махинин А.Н. Актуализация политики формирования российской гражданской идентичности в студенческой среде // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 3. С. 52–57.

Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2007. № 8. С. 38–44.

Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 4. С. 106–109.

Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. 2014. № 3. С. 83–91.

Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 235–238.

Гаязов А.С. Формирование современного гражданина: теория, практика, проблемы // Вестник ВЭГУ. 2018. № 1. С. 40–57.

Артюхина Т.С. О формировании гражданского самосознания молодого поколения // Образование и саморазвитие. 2014. № 1. С. 126–129.

Браун О.А., Аркузин М.Г. Подходы к определению и структурно-содержательные характеристики понятия «гражданское самосознание личности» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 176–180.

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. 3-е изд. М.: МПСИ, 2006. 224 с.

Васильева И.В. Практикум по психодиагностике. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2014. 376 с.

Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110.

Фокина И.В. Комплексная оценка составляющих гражданского самосознания личности // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 1. С. 123–126.

Гаязов А.С. Образование как пространство формирования гражданина. М.: ВЛАДОС, 2006. 284 с.

Лопуха Т.Л., Володин Р.В., Разгонов В.Л., Суслов Д.В. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на идее патриотизма и ценностях российского офицерства // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2. С. 84–89.

Теория и практика воспитания военнослужащих / под ред. Н.И. Резника. М.: ГУВР ВС РФ, 2005. 239 с.

Белозерцев Е.П., Мязитов Э.Р. Средовой подход к педагогическому образованию офицеров российской армии в контексте вызовов современной эпохи (постановка проблемы) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 40–46.

Байбородова Л.В., Князькова Л.Н., Кривунь М.П. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза. Ярославль: ЯГПУ, 2014. 192 с.

Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Тактики педагогической поддержки // Новые ценности в образовании. 2005. Т. 24. № 5. С. 139–142.

Кузьминых Ю.Н. Методологические подходы к исследованию гражданского самосознания курсантов военных вузов войск национальной гвардии // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2017. № 4. С. 85–90.

Опубликован
2018-09-26
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ