ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена широкими возможностями проблемного обучения при подготовке специалиста, обладающего компетентностями, сформулированными ФГОС. Проблемное обучение на лекционных и практических занятиях по высшей математике является средством повышения эффективности обучения, развития личности студента. Цель исследования заключается в разработке методических материалов проведения лекционных и практических занятий с использованием проблемного обучения при изучении высшей математики студентами вуза.
В статье выделены основные блоки реализации проблемного обучения на занятиях со студентами. Первый блок связан с созданием проблемной ситуации на лекционном или практическом занятии. Сюда включаются элементы проблемного обучения, непосредственно связанные с проблемной ситуацией. Второй блок связан с проведением проблемной лекции или проблемного практического занятия по высшей математике. В этот блок включаются элементы проблемного обучения, непосредственно связанные с организацией и проведением учебного занятия.
В работе приведены фрагменты лекционных занятий, организованных с применением проблемного обучения по темам: «Первообразная» (создание проблемной ситуации посредством практической задачи), «Умножение матриц» (создание проблемной ситуации на основе обобщения имеющихся частных знаний), «Определители» (создание проблемной ситуации с помощью выявления и анализа различных точек зрения по одному и тому же вопросу), «Системы линейных алгебраических уравнений» (создание проблемной ситуации через поиск новых путей практического применения данного факта), «Несобственный интеграл второго рода» (использование в качестве проблемных тех ситуаций, которые возникают при выполнении студентами вспомогательных учебных задач).
Литература
РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение (квалификация (степень) «Бакалавр»): от 03.12.2015 № 957.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.208 с.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. 96 с.
Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. М.: Прометей, 1995. 210 с.
Андрюшечкин С.М. Технология проблемного обучения в средней школе: на материале курса физики 7–8 классов. Петропавловск: Информ-Вест, 2008. 79 с.
Кочнев В.П., Новоселов С.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе математического моделирования проблемных ситуаций естественнонаучного содержания // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 139–146.
Никитина Е.Ю. Педагогические условия реализации проблемного подхода в обучении физике в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 14. № 37. С. 289–294.
Поздняков О.Г. Реализация проблемного обучения в образовательном процессе высших учебных заведений // Мир образования – образование в мире. 2014. № 2. С. 270–273.
Спицнадель В.Н. Проблемная ситуация в высшем образовании // Ученые записки Международного банковского института. 2014. № 8-2. С. 209–216.
Черненкова И.И. Проблемная лекция как способ реализации компетентностного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки бакалавра аграрного ВУЗа // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 6. С. 16–17.
Морозова В.Н. Проблемные вопросы научно-исследовательской деятельности преподавателя колледжа // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 1. С. 33–37.
Жигалова И.А., Мартынова И.И. Актуальность формирования профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов муниципального управления, средствами проблемного обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 70–78.
Savery J.R. Overview of Problem-based Learning: Definitions and Distinctions // The interdisciplinary journal of problem-based learning. 2006. Vol. 1. № 1. P. 9–20.
Problem-Based Learning // Speaking of teaching. 2001. Vol. 11. № 1. P. 1–8.
El-Shaer A., Gaber H. Impact of Problem-Based Learning on Students’ Critical Thinking Dispositions, Knowledge Acquisition and Retention // Journal of Education and Practice. 2014. Vol. 5. № 14. P. 74–86.
Демченкова Н.А. Подготовка будущего учителя к проблемному обучению математики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1. С.66–69.
Харламова Т.И. Противоречия современных образовательных технологий и проблемное обучение // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2012. Т. 3. № 2. С. 309–316.
Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006. 318 с.
Емельянова С.Г. Технология проблемного обучения высшей математике бакалавров университета // Математика: фундаментальные и прикладные исследования и вопросы образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2016. С. 381–386.
Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашаются на следующее:
1. Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т.ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т.п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.
2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала. В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии.
Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.
3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, другими физическими и юридическими лицами возможна только с письменного согласия Редакции, с обязательным указанием номера журнала (года издания), в котором был опубликован материал.