ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ КАК ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

  • Наталия Григорьевна Чанилова Саратовский областной институт развития образования
  • Нина Александровна Полякова Саратовский областной институт развития образования

Аннотация

В жизни современного человека возрастает роль гаджетов, которые, с одной стороны, обладают рядом достоинств, а с другой, таят в себе определенную опасность, особенно для подрастающего поколения. В статье рассматривается феномен интернет-зависимости, получивший распространение в современном мире, и обусловленные этим поведенческие проблемы, в том числе у подростков. Приводится анализ научных исследований данной проблемы, проведенных как за рубежом, так и в России. Обозначена цель – рассмотрение феномена интернет-зависимости и обусловленных ею поведенческих проблем у современных подростков.

Авторы отмечают существование различных подходов к пониманию интернет-зависимости («интернетомании»). На основе анализа существующих определений термина «интернет-зависимость» и выделения его сущностных характеристик предлагается авторское определение интернет-зависимости. В статье приводится ряд признаков, проявляющихся в поведении и сознании интернет-зависимых людей, в том числе указываются симптомы физиологического типа; перечисляются выделяемые различными исследователями объекты зависимости. Рассматриваются причины возникновения интернет-зависимости у детей и подростков, в том числе недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей. Отмечается необходимость разработки и использования профилактических программ, направленных на предупреждение интернет-зависимого поведения среди подростков. При этом обращается внимание на целесообразность реализации этих программ с использованием современных активных техник ведения занятий, предусматривающих комплекс современных интерактивных профилактических (веб-квест, перфоманс, кейс-технологии наряду с традиционно используемыми тренингами, играми и т. п.), просветительских и воспитательных мероприятий.

Биографии авторов

Наталия Григорьевна Чанилова, Саратовский областной институт развития образования
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики обучения и воспитания
Нина Александровна Полякова, Саратовский областной институт развития образования
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения и воспитания

Литература

1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. C. 90–100.
2. Егоров А.Ю. Нехимические аддикции. СПб.: Речь, 2007. 190 с.
3. Griffiths M. Internet Addiction: Does It Really Exist? // Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal, and Transpersonal Applications. New York: Academic Press, 1998. P. 61–65.
4. Баранова С.В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 188 с.
5. Hansen S. Excessive Internet usage or ‘Internet Addiction’? The implications of diagnostic categories for student users // Journal of Computer Assisted Learning. 2002. Vol. 18. P. 232–236.
6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11–39.
7. Хоффман Х. Целительная виртуальная реальность // В мире науки. 2004. № 11. С. 36–43.
8. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. М.: Google, 2013. 311 c.
9. Лисецкий К.С. Субъектность как психологическая основа профилактики наркозависимости личности // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 1. С. 320–329.
10. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Цибульский Н.П., Чудова Н.В. Специфика агрессии в интернет-среде // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 65–72.
11. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения у подростков // Конгресс по детской психиатрии: материалы конгресса. М.: РОСИНЭКС, 2001. С. 64–72.
12. Радионова М.С., Спиркина Т.С. Характеристики личностной и эмоциональной сферы пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. М.: Акрополь, 2009. С. 113–137.
13. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Интернет-активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 75–83.
14. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 20–31.
15. Колесников Д.С., Шаронова Ю.И. Динамический подход при исследовании интернет-аддикции // Психология XXI века: материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб.: СПбУ, 2007. С. 519–521.
16. Степанов Р.Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета // Материалы Всероссийской 65-й итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова. Томск: Сибирский гос. мед. ун-т, 2006. С. 138–140.
17. Полонский Н.П., Теперик Р.Ф. Профилактика нехимических аддикций у старшеклассников // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистантных технологий: материалы III Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2012. С. 302–304.
18. Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими // Интернет. 1999. № 16. С. 76–81.
19. Тощенко Ж.Т. Социология. М.: МГУ, 2014. 546 с.
20. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические особенности коллективного творчества в сетевых сообществах // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 19–28.
21. Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л. Личностно-типологические особенности студентов в сетевом поведении // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 2. С. 58–70.
Опубликован
2018-06-29
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)