АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

  • Наталья Николаевна Сушко Томский государственный педагогический университет

Аннотация

Статья посвящена проблеме активизации познавательной активности младших школьников. Изменившиеся реалии учебного процесса: обновление содержания образования, ускорение темпа образовательного процесса, увеличение объема подлежащей усвоению информации и др. – привели к существенному ухудшению физического и психологического состояния современных школьников, что, несомненно, влияет на снижение познавательной активности.

В статье представлен опыт теоретического и эмпирического исследования активизации познавательной деятельности младших школьников с использованием деформированных заданий, охарактеризованы понятия «познавательная деятельность», «деформированные задания» в педагогическом контексте.

В рамках данного исследования педагогическими условиями активизации познавательной деятельности учащихся младших классов являются деформированные задания. В статье рассматриваются виды деформированных заданий: задания с недостающими данными, найди закономерность и продолжи ее и т. д. Приведены примеры методических приемов организации учебных занятий, использованных авторами на формирующем этапе эмпирического исследования.

Представлены результаты эмпирического исследования, в процессе которого была реализована программа развивающего обучения «Занимательная математика», где большое количество внимания уделено деформированным заданиям, позволяющим эффективно проводить занятия в младших классах. Целью опытного обучения явилось уточнение и корректировка средств организации познавательной деятельности учащихся во время образовательного процесса. В статье приведены примеры конкретных заданий и их описание. Зафиксированная положительная динамика по всем показателям дает основание говорить об эффективности экспериментальной программы.

Биография автора

Наталья Николаевна Сушко, Томский государственный педагогический университет
аспирант, учитель начальных классов

Литература

1. РК. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан: постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Назарбаев Н.А. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства: послание народу Казахстана // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050.
3. Капустина П.А. Преодоление неуспеваемости младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: сборник трудов конференции. Чебоксары: Интерактив Плюс, 2017. С. 28–31.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1985. 240 с.
5. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. 347 с.
6. Белая Н.С. Компетентностный подход как объект исследования в трудах отечественных и зарубежных ученых // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6. С. 166–170.
7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. 115 с.
8. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 42–47.
9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетиздат, 1990. 560 с.
10. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311 с.
11. Полуднякова Н.А., Вильцина С.А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1068–1071.
12. Будаева Е.В., Синдикова Г.М. Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников // Научные открытия 2016: сборник трудов XII Международной научно-практической конференции. Астрахань: Олимп, 2016. С. 157–159.
13. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологи. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. 54 с.
14. Даринский А.В. Урок географии в средней школе. М.: Просвещение, 1984. 23 с.
15. Шубович М.М. Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 14–19.
16. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц. М.: Столетие, 1996. 320 с.
17. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
18. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10. С. 156–159.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1974. 272 с.
20. Андриенко А.В. Современные средства контроля качества в образовании. Красноярск: СибГТУ, 2010. 95 с.
Опубликован
2018-06-29
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ