СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Елена Владимировна Слизкова Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
  • Ирина Ивановна Дереча Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
  • Ирина Михайловна Кунгурова Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

Аннотация

Актуальность исследования профессионального самоопределения школьников на педагогическую деятельность определяется государственным заказом по подготовке школьников к осознанному выбору профессии, планированию профессиональной карьеры. Эффективным средством профессионального самоопределения школьников на педагогическую деятельность является сетевое взаимодействие «педагогический вуз – школа».

В статье представлен образовательно-профориентационный проект «Педагогический класс», который включает в себя работу с обучающимися и родителями. Выделены образовательные модули проекта: научно-познавательный, психолого-педагогический, спортивно-оздоровительный, личностно-рефлексивный. Основное внимание уделяется использованию интерактивных форм и методов. В частности, приводятся примеры использования семинаров-практикумов, профессионально-ориентационных тренингов. Приведены критерии для диагностики профессионального самоопределения старшеклассников на педагогическую деятельность.

Исследование проводилось в течение года среди учащихся 10 классов МАОУ «Омутинская средняя общеобразовательная школа» № 1, постоянных участников образовательно-профориентационного проекта «Педагогический класс».

Установлено, что в ходе реализации образовательно-профориентационного проекта в рамках сетевого взаимодействия «педагогический вуз – школа»и участия в нем обучающихся и родителей формируется профессиональное самоопределение старшеклассников на педагогическую деятельность. В период проведения исследования произошло повышение уровня знаний о профессии учителя, мотивации на педагогическую деятельность, увеличилось количество выборов профессии учителя в качестве своей будущей профессии у исследуемой группы.

Главным результатом участия в сетевом взаимодействии «педагогический вуз – школа» является вовлечение учащихся в образовательно-профориентационный проект «Педагогический класс», который способствует повышению мотивации, формированию профессионального самоопределения старшеклассников на педагогическую деятельность. Проект позволил повысить уровень качественной подготовки школьников к осознанному выбору педагогических специальностей.

Биографии авторов

Елена Владимировна Слизкова, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Ирина Ивановна Дереча, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии
Ирина Михайловна Кунгурова, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, декан социально-гуманитарного факультета

Литература

1. РФ. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: минобрнауки РФ/документы/2974.
2. Антонова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. № 2. С. 29–39.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академия, 2015. 336 с.
4. Чистякова Р.С. Технология профессионального успеха. М.: Педагогика, 2011. 430 с.
5. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 2. С. 111–122.
6. Воронина Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 4. С. 94–99.
7. Зубарева М.А., Дереча И.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в процессе профориентации // Приоритетные направления развития науки, технологий, техники: сборник научных трудов по материалам Международного междисциплинарного форума молодых ученых. Новосибирск: Профессиональная наука, 2017. С. 193–205.
8. Дереча И.И. Формирование культуры жизненного самоопределения студентов педагогического вуза // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции. Пермь: ПГПУ, 2009. С. 48–53.
9. An Agenda for Education Research: a View From the Firing Line. National Consortium for Educational Exercise. Nashville: TN, Vanderbilt Univ., 2015. 234 р.
10. Davis G.A. Educational Psychology: Theory and Practice. New York: Random House, 2013. 214 p.
11. Воронина Е.В., Дереча И.И., Слизкова Е.В. Педагогика школы. М.: Университетская книга, 2017. 128 с.
12. Павлютенков Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток: Дальневост. ун-т, 1990. 171 с.
13. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 431–439.
14. Смышляева Л.Г., Титова Г.Ю. Развитие региональной практики профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность: стратегия и ресурсы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 36–41.
15. Ефимова Г.З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6. С. 1–11.
16. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А. Ценностные ориентиры профессионального выбора первокурсника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10. С. 50–54.
17. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2. С. 27–33.
18. Саламин Е.Е., Балашова В.Ф. Воспитание профессионально-важных качеств студентов в условиях образовательной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 3-2. С. 323–327.
19. Акимова М.К., Галстян О.А. Развитие профессионально-важных качеств педагогов в процессе профессионализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. 2017. № 3. С. 35–41.
20. Акимова М.К., Галстян О.А. Толерантность как компонент коммуникативной компетентности педагогов // Психологические исследования. 2010. № 3. С. 1–12.
Опубликован
2018-06-29
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ